23 Марта
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61

Быль о сказке дивной, звёздно-войновой (Синема-трилогия с прологом и финалом. Эпизод III)


 

 

 

 

 

Гремят, сверкают по державе российской, да по миру всему честнОму баталии, да сражения  сказочно-фантастические, небесно-космические имя коим всем "Звёздные войны: Пробуждение Силы". Зрители диву дивуются чудеасам-приключениям героям их, а злато-серебро лицезреющих реками течёт в кассы-сундуки заветные хозяев-инвесторов, да авторов зрелищ энтих. Ну а я, по случаю по такому продолжу-завершу «эпизод»-историю нашу под номером III о сказочнике коcмическом и заморском Лукасе Джордже, что выдумал баталии эти и о рождении фильма его великого, да удивительного, первыми "Звёздными войнами" прозываемого...

...К февралю года 1976 принялся Лукас с сотоварищами-соратниками верными придумывать технику космическую да роботскую и актёров выбирать. И хотя сценарий фильма готов был, вносил в него постоянно автор неугомонный поправки всяческие, особливо с персонажами связанные...

 

 

 

 

 

 

 

 

Главным и почти единственным женским персонажем "Звёздных войнах" была роль принцессы Леи - лидера Альянса сопротивления Империи. В первоначальной версии сценария большинство своего экранного времени принцесса Лея проводила... без сознания - её постоянно носил на руках вуки Чубакка... Лукас беседовал приблизительно с четырьмя сотнями молодых актрис и провёл тестирование ещё полусотни, прежде чем дал роль Леи - англичанке Кэрри Фишер 20 лет от роду. Общаясь с живой, подвижной хохотушкой Кэрри, Джордж отказался от сонно-анемичного персонажа и сделал принцессу полной противоположностью - активной, деятельной, боевой. Незадолго до съёмок, режиссёр, который хотел придать Лее узнаваемый вид, поручил разработать для персонажа уникальную причёску. На окончательное решение дизайнеров натолкнула причёска американских женщин конца 1800 - начала 1900 годов. Фамилия принцессы Леи Органа была взята из ранних набросков "Звёздных войн", где говорилось о планете Органа Большая.

 

 

 

 

 

Далее принялся Лукас искать других актёров-лицедеев, дабы присвоить им роли, особливо персонажей главных. В вышло так в конце концов:

- Люком Скайуокером, молодым юношей о карьере пилота мечтающем, да воином джедаем ставшим, стал Марк Хэммил, актёр 20-летний, и малоизвестный.

- Сотоварищем его, соратником криминально- контрабандистским, бравым Ханом Соло могли стать: Курт Рассел (!), Сильвестр Сталлоне (!), Перри Кинг и даже будущий... Фреди Крюгер железнокогтевый - Роберт Инглунд! Но стал знакомый космосказочника, столяр и плотник Харрисоном Фордом зовущийся.

- Последним представителем ордена джедаев-рыцарей славных галактических Оби-Ван Кеноби был назначен актёр английский маститый, зело знаменитый Алек Гиннес…

А вот с персонажами главными, частично и полностью железно-нечеловеческими и прочими фантазёру Лукасу сложней было, но выкрутился он творчески, да удачливо:

- Злодеем-кощеем главным, ситхом- идолищем поганым Дартом Вейдером двухметровым стал спортсмен-бодибилдер Дэвид Проуз, а озвучил актёр Джеймс Эрл Джонс, ибо у качка мощного, таскающего на себе булат-доспехи злодейские голос был высок и не ужасающ.

- Пилотом вторым корабля "Тысячелетний сокол", коим Хан Соло владел, волосато-косматым, да зело на обезьяну схожим Чубаккой, расы вуки согласился стать медбрат одного местного госпиталя Лондона града - Питер Мейхью (32 года). Имел этот Питер рост дивно-редкостный - два метра 21 сантиметр! И стал он Чубаккой, поскольку понравился Питеру этот вуки, а Лукасу вуки питерский.

…И мАлым место нашлось:

- ибо умного и верного курлыкающего тихонько дроида-механика R2D2 "оживил" Кенни Бейкер (42 года). Самый маленький британский актёр ростом в 112 сантиметров был упакован в это робото-устройство и ходил в оном невидимый оку зрительскому.

- В золочёно-расфуфыреном дроиде C-3PO был уконтрапупен актёр Энтони Дэниелс (30 лет). О чём жалел сей муж иногда, поскольку во время съёмок раскалялся от солнца этот сверкающий франт невероятно, что вода даже для охлаждения поливаемая, кипела на "коже" робота. И хватал актёр удары солнечные, да тепловые, но держался стоически.

- Магистром Йодой, наимудрейшим, маленьким, зелёным, но силу имеющую джедайскую неимоверную стала кукла английским художником С. Фрибоном сделанная. Причём художник сей черпал внешность Йоды из выражения лица Альберта Эйнштейна Великого, а также и своих черт лица.

 

 

 

 

 

А ещё были в "Звёздных войнах" штурмовики имперские, в доспехах белых с чёрном, да шлемах-масках страшных - войско превеликое, да одноликое, Дарту Вейдеру и Императору подчиняемое. И мало кому ведомо, что сочетание формы их, её цвет и строевой стиль "движения" заимствованы Лукасом космо-сказочником из отечественного фильма русского, что зовётся... "Сказка о Мальчише-Кибальчише" поставленного Евгением Шерстобитовым в году 1969-м. А на образы штурмовиков грозны, имперских вдохновили Джорджа... солдаты-буржуины! Не верите? А вот узрите снимок сравнительный... Сходство имеется? Дело в том, что был Лукас 29-летний в составе группы американцев, что ходили в своё время экскурсией по студии им. Довженко. После он и о фильме узнал и посмотрел оный...

Звёздно-войновый факт (Отчего штурмовики многие левшами являются?). Если обратить в "Звёздных войнах" на вооружение имперских штурмовиков, то все они вооружены бластерами Е11. Прототипом для них послужил вполне даже реальный Sterling L2A3 - пистолет-пулемёт времен Второй мировой войны, использовавшийся британскими войсками. Из-за особенности конструкции пистолета, держать его можно только левой рукой, поэтому все штурмовики в фильме стали левшами.

 

 

Разумеется режиссёр многое придумывал и сам, причём порой при совершенно банальных обстоятельствах. Так корабль Хана Соло "Millennium Falcon" ("Тысячелетний сокол") был увиден Лукасом голодным в закусочной-забегаловке: гамбургер с маслиной показался удачной моделью для создания космического корабля. А вот прицел оригинальной пушки корабельной узрел космосказочник будучи в гостях у Артура Кларка, на его письменном столе. Прицелом оказалось интересное... пресс-папье писателя-фантаста.

Надобно заметить, что в первой трилогии "Звёздных войн" создатели не раз обращались к "посторонним", сугубо земным предметам, придавая им "космический" облик... Так, при работе над "Эпизодом V: Империя наносит ответный удар", режиссёр Ирвин Киршнер и лично сам "худрук" Лукас, не один раз заставляли специалистов по эффектам переделывать сцену пролёта "Сокола" сквозь пояс астероидов. В результате мастера визуальных чудес в конец обозлились и "запустили" в один из кадров самый настоящий... ботинок! Киршнеру "злобный прикол" понравился и уже по его просьбе, в глубину астероидного роя была добавлена... картофелина. Вскоре в космосе было несколько десятков "адаптированных" астероидов из бульбы. Дальше - больше: "астероидные хохмы" пришлись по вкусу Лукасу и его соратникам, что уже в "Атаке клонов" у одной летающей каменной глыбы можно было заметить... ноги, а другой астероид и вовсе изображён в виде... коровы!

 

 

В конце лета 1976 года выехал космосказочник с товарищами, коих было 130 человек на планету Татуин, что находилась в "местности до селе не известной" - Северной Африке - в Тунисе, под городком... Татакуин! За пару месяцев до прибытия съёмочной группы, перебросив самолётом несколько тонн декораций, здесь мастера отгрохали целый город Мос Айсли, в котором Люк и Оби-Ван познакомились с космическим контрабандистом Ханом Соло.

Некоторые интерьеры дома главного героя трилогии Люка Скайуокера снимались в одной из гостиниц Туниса, но его внешний вид - реально существующий дом в местной деревне Матмата, изобилующей пещерами и кратерами...

Лукас страшно торопился - на весь съёмочный процесс (включая работу над спецэффектами, монтаж и озвучку). В целях экономии финансов все 130 человек группы сидели на "Татуине" на голодном пайке. Даже сам режиссёр и главные актёры питались в общей столовой, и если летали самолётом, то только самым дешевым эконом-классом - так был велик энтузиазм киношников верящих в успех "странного" фильма звёздно-войнового.

Вскоре, в числе прочих декораций в Африку прибыли железяки "умные" - 25 различных моделей (всего в картине их 33) роботов. Были и управляемые по радио и на колесном и на гусеничном ходу и самобеглые - особо "интеллектуальные" R2D2 и C-3PO с людьми "на борту". В первый день съёмочный радиоуправляемые ещё потрудились, но уже на завтра и все последующие дни творится стало с ним несусветное. Начали роботы коленца всякие выкидывать будто зелья нахлестались хмельного и пьяными сделались, гневя не только режиссёра славного, но и "надсмотрщиков-радиоуправителей". Радость была сильная у последних, когда роботы умудрялись иногда делать то, что надобно. Так и не поняли киношники от чего было "пьянство" роботское - видно в пустыне тунисской с восходом солнца творилось что-то с радиосигналами окаянными, чем-то искажаемыми.

Съёмки в пустыне были тем ещё испытанием – вездесущий песок постоянно заклинивал механизмы, так что большую часть времени роботов ремонтировали. А "золотой" C-3PO с Дэниэлсом внутри ещё при ходьбе и хрустел суставами усиленно и двигался в слепую, натыкаясь на декорации, других роботов и людей прочих, поскольку актёр-мученик не видел ничего через золочёный глаза роботские. Вот уж воистину - "не в злате счастье".

 

 

Кроме железяк движущихся и летающих, среди прочих "пустынных" сцен на Татуине, были сцены  городские и особливо зрелищные - кабацкие космо-портовые, где действуют десятки выпивох ликами такими уродскими, что могут явится только в бреду горячечно-алкогольном вместе с "белочкой". Для такой "атмосферы" кабацкой обратился космосказочник к обществу акционерному в Лондоне, с названием соответствующим - "Уроды". Там нашли подходящих актёров для ролей головорезов собравшихся со всей галактики. Гримёры изуродовали уродов ещё более, превратив их в форменные генетические кошмары, так удивляющих и пугающих будущих зрителей "Звёздных войн"

Звёздно-войновый факт о... положении военном! Однажды, во время съёмок группа Лукаса едва не стала причиной самого настоящего международного конфликта. Соседней Ливии очень не понравилось, что на её с Тунисом границе находится огромное количество непонятной военной техники, и, посчитав это угрозой, власти едва не объявили о всеобщей мобилизации. Правительство Туниса попросило Лукаса переместиться в глубь страны.

 

 

В общей сложности Лукас-космосказочник с верными своими соратниками отработал три месяца в Тунисе и отправился в Великобританию, дабы продолжить съёмки в павильонах студии "Elstree" продвинутой. Были там декорации построены удивительные и огромные, такие, как корабль космический Хана Соло "Тысячелетний сокол", что одним из главных был в его сказке фантастической. И был корабль на диво великим - длиной почти 50 метров, а весом аж в 40 тонн! Строить его пришлось за городом, в большом ангаре для самолётов. Отдельно и в другой студии сделали кабину "Сокола", да установили на платформу пружинную. Когда надобно было для съёмок трясли кабину ассистенты-помощники создавая иллюзию вибрации, да ухабов космических.

Трудились киношники по 12 часов в сутки и без выходных - съёмки велись одновременно в трёх павильонах и носился Лукас меж ними на велике.

 

Ещё работая над сценарным текстом фильма, выдумщик, да фантазёр Джордж, как ни досадно, показал себя крайне слабым литератором. Примером тому были неприятные случаи, когда во время репетиций, напрочь взбеленившиеся актёры были просто не в силах произносить совершенно неудобоваримые диалоги написанные космосказочнком. Лея, примеру, должна была произнести: "Попав на борт твоего корабля, я сразу же по отвратительному зловонию почувствовала твоё присутствие, о правитель Таркин!" Как это проговаривать, с какой интонацией, да ещё обыгрывать было вообще непонятно. В таких случаях актёры разыскивали режиссёра, отнимали велосипед, буквально силком тащили на площадку, заставляя произносить им же написанные "шедевры". Когда гнев (Кэрри Фишер, Алек Гиннес, Харрисон Форд и др.) несколько спадал, совместно, всей "бригадой", правили, насколько было возможно, диалоги будущей культовой киноэпопеи, что бы придать им хотя бы мало-мальски приемлемый вид.

 

 

Пока "гуманитарии" воевали не только средь звёзд, но и с режиссёром, "технари" "атаковали" различные задачи по чудесам экранным. Итогом одной из таких "атак" стало создание одного из самых культовых и знаменитых "гаджетов" "Звёздных войн", а именно - светового меча! Сие эффектное, зрелищное ручное оружие в первом фильме первой трилогии было сделано из... деревянных круглых палок! Палки покрыли светоотражающем материалом, что применяется в дорожных знаках, затем на реальные кадры наложили нарисованное вручную характерное сияние и вспышки при столкновении "клинков", а подложенный звуковой эффект довершил иллюзию. Звук для мечей (и для целого ряда боевых лазеров в фильме) был записан на Севернском мосту, в Великобритании - его издавали бьющиеся друг о друга на ветру поддерживающие тросы.

У световых мечей в жизни был один существенный недостаток – светящиеся "деревяшки" отличались большой хрупкостью и быстро ломались.

 

 

 

 С необычными "космическим" звуками группа "Звёздных войн" экспериментировала постоянно, в результате добиваясь весьма необычных результатов. Так звук имперского истребителя TIE был скомбинирован из рёва молодого слона и звука автомобиля, мчащегося по мокрому шоссе. Плач трёхлетней девочки, обработанный на компьютере, стал звуком, издаваемым подводными чудовищами. Звук открывающейся двери шаттла Дарта Вейдера представляет собой запись звука, издаваемого при одновременном хлопанье дверями целой тюремной ячейки в знаменитом американском Алькатрасе и т.д. Надо заметить во всех частях трилогий "Звёздных войн" корабли в космосе летают с воем и гулом, взрываются с грохотом, хотя каждому школьнику известно, что в вакууме звук не распространяется. Разумеется, это звуковое решение было принято создателями умышленно, дабы придать таким сценам "аромат" романтики сражения Добра и Зла. А потому, Лукас едва ли не на каждой крупной пресс-конференции говорит примерно одну и ту же фразу: "Я знаю, что в космосе звука нет..." А зрители звёздно-войновые добродушно ухмыляются - они-то точно знают - в космосе Джорджа он есть!

 

 

 

 

 

 

 

 

Рать киношников дружных, Лукасом, сказочником неутомимым руководимая, сумела завершить труды свои всего за восемь недель, где время основное заняла работа над спецэффектами, коих в фильме было колоссальное количество - 365! Абсолютный рекорд для того времени. Космические корабли разных типов, удивительные механизмы, знаменитые световые мечи, даже вступительные титры уходящие в космос – ничего подобного зритель той поры не видывал. Сказывать о спецэффектах дивных, звёздно-войновых - это отдельная история, для "эпизода" иного, к которому может и вернёмся как-нибудь. Мне ж осталось поведать о том,  что 25 мая, года 1977 состоялась премьера Зрелища превеликого, с буквы большой, да дивного, "Звёздные войны", что значился затем ещё и как "Эпизод IV: Новая надежда". Известно сие Зрелище ныне всякому: и старому и малому зрителю, в странах-государствах всяческих. Славу снискал небывалую Лукас Джордж и актёры его замечательные. А купцы-продюсеры не поверившие в своё время космосказочнику и фантазиям его, да зажилившие сребреники свои на историю евойную, лишь позором покрыли себя.

И потом на студии XX век Фокс, что рискнула мошной тряхнуть, был пир горой, да веселие, поскольку спас её от разора фильмом своим Лукас мечтательный: 11 миллионов денег американских на бюджет ими даденный превратил он в 552 миллиона! И породил ещё продолжения фильма сего замечательного...

Вот на этом пожалуй и закончу, ибо, как говорится: «Сказка вся, больше плесть нельзя...», (хотя о ней можно «плесть» ещё шесть увлекательных «эпизодов»-продолжений). Мне ж осталось добавить лишь сакральное,

звёздно-войновое…

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.

(Фотоколлажи и оформление автора)

Другие статьи С.Балахнина