20 Ноября
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

Вначале была... Киноплёнка... Часть 1


Пролог, или О кинематографе наизнанку

 

Магия, движущаяся со скоростью 24 кадра в секунду обращённая в луч, исторгнутый где-то позади нас, за толстой стеной, через небольшое оконце, какими-то сложными механизмами и компьютерными устройствами... Мы наслаждаемся зрелищем "обычных" блокбастеров и мультипликации: прекрасным двух- и трёхмерным изображением на экране, сверхреальным и таким же объёмным звуком. Мы не задумываемся и порой, даже не догадываемся, каким образом в затемнённый зал нашего любимого "Удокана"приходили и приходят фильмы... Нет, о том, как они создаются, имеет определённое представление не только кинофанат, снимающий кинолюбитель, но и всякий обычный зритель. А вот с помощью и посредством чего, так сказать, "технически" рождалась картина, а затем оказывалась во всём великолепии на экране кинотеатра, известно не всякому... 2016 год объявлен  в нашей стране Годом кино и это самый подходящий повод  цикл прелюбопытных и надеюсь, познавательных историй о "технологической изнанке" кинематографа, его видах и его технике. Начнём с основы основ всего мирового "синема" - той самой пластиковой ленты с дырочками по бокам, которая была способна остановить само время и целые миры и она же могла заставить их вновь ожить. И так наша первая тема, или...

 

Вначале была... Киноплёнка... Часть 1 

За 28 лет до первых в мире массовых киносеансов братьев-французов Огюста и Луи Люмьеров, в 1868  году произошло нечто, что позволило в конечном итоге появится на свет божий кинематографу - был изобретён и получен целлулоид – нитроцеллюлоза (коллоксилин), первая пластмасса. Производился он в прозрачных листах, а затем, по мере надобности, резался на ленты, которые называли плёнками. В последствии, "плёнками" также стали называть и кинофильмы. Понятное дело, целлулоид был девственно прозрачен и что бы на нём могло фиксироваться какое-либо изображение, на его поверхность требовалось нанести светочувствительную массу. То, чем покрывалась фотобумага тех лет для плёнки, которая должна была ещё и двигаться в съёмочном, а затем и проекционном аппаратах, не годилась, пока в 1878 году не появилась светочувствительная желатиносеребряная эмульсия которая отлично "скреплялась" с целлулоидом. Казалось вот она - готовая киноплёнка, на которой можно снимать первые фильмы. Но не тут-то было! Целлулоидная лента при попытке её эксплуатации начинала скручиваться до такой степени, что ни о каких фото- и киносъёмках не могло быть и речи. Лишь в 1887 году было придумано средство от закручивания - на обратную сторону плёнки - противоположную светочувствительной эмульсии, нанесли тончайший слой прозрачного желатина. Проблемы была решена! Через пару лет начался массовый выпуск светочувствительной плёнки налаженный в первую очередь американским фотографом и изобретателем Джорджем Истменом, а затем и его многочисленными коллегами-конкурентами во Франции и Германии. До официального рождения кинематографа оставалось всего пять лет.

Для тех, кто не в курсе: До появления киноплёнки экспериментальные работы по «оживлению изображений» велись на… бумажных лентах покрытых светочувствительным составом - полному аналогу того, что использовался для покрытия фотобумаги.

 

Золотые 35 мм.

 

Любой фильм, который мы смотрели до недавнего времени в нашем любимом "Удокане" (и не смотря на приход "цифры" вероятно ещё будем смотреть - впрочем, об этом поговорим отдельно) был снят, за редким исключением, на плёнку шириной в 35 миллиметров (в плёночных фотоаппаратах она имеет тот же размер). В течении более сотни лет кинооборудование (камеры, монтажные столы, проекторы, машины для проявки и печати плёнки и т.д.) претерпевало значительные изменения, совершенствовалось, но чудом в течении всего этого времени оставалось сохранение универсального, профессионального формата фильма - 35 мм. За этот единый формат киношники и зрители всего мира обязаны Томасу Альве Эдисону. В начале 90-х годов XIX века знаменитый американский изобретатель стремясь обогнать в создании кино конкурентов-французов Люмьеров построил аппарат "кинотограф" для фотографирования с частотой до 60 кадров в секунду и просмотровый аппарат "кинетоскоп". Эдисон применял плёнку шириной в 70 мм. (через много лет этот размер стал применяться для съёмок широкоформатных фильмов). К сожалению, проблемой широкой плёнки в то время, была её прочность - механические напряжения возникающие в ленте при многократном просмотре были слишком велики и она часто рвалась. После ряда экспериментов, в 1892 году Эдисон решил  попробовать разрезать широкую ленту 70 мм. на половину. Результат превзошёл все ожидания - Эдисон получил гораздо более надёжную на механические нагрузки, плёнку шириной 35 мм на прозрачной эластичной целлулоидной основе. Он снабдил её двухсторонней прямоугольной перфорацией (четыре "дырочки"- перфорации на один кадрик) и...

Для тех, кто не в курсе: перфорация служит для того, что бы во время съёмки или проекции, специальный зубчатый механизм киноаппарата называемый "грейфером" продёргивал каждый кадрик плёнки перед объективом, что бы человеческий глаз воспринимал снятое не по отдельному изображению, а как единую цельную движущуюся картинку.

...35 миллиметров стали идеальным сочетанием качества и прочности. Так, 124 года назад появилась на свет привычная ныне всем киношникам, киноплёнка. Что же касается кинетоскопа Эдисона (см. иллюстрацию)

то эта машина проиграла в гонке за первенство называться "Отцом кино" аппарату под названием "синематограф" братьев Люмьер, который мог проецировать изображение на экран доступное одновременно массе зрителей. В эдисоновском же "агрегате" видеть изображение мог только один человек, так как оно не проецировалось, а рассматривалось в кадровом окне через окуляр. Фильм имел длину 50 футов (примерно 15 с лишним метров), был склеен в кольцо и повторялся. 25 декабря 1895 года именно на «разработанных» Эдисоном тридцати пяти миллиметрах, правда с одной и круглой (!) перфорацией (см. иллюстрацию – сравнение плёнки Эдисона и его французских конкурентов) братья Люмьеры сняли и показали публично и массово 25 декабря 1895 года первые в мире кинофильмы: "Выход рабочих с фабрики Люмьер", "Политый поливальщик", Завтрак младенца", "Морское купание и т.д. (программа состояла из 10 фильмов хронометражем не более минуты каждый).

Для тех, кто не в курсе: знаменитое и легендарное "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота" не входило в эту программу. Первый в мире "техно-паровозный ужас"  был показан впервые только 6 января 1896 года.

 

"Ракетная", опасная, горящая

 

Ваш покорный слуга, автор этих строк, в детстве страстно увлекался космонавтикой. В самом конце 1970-х годов, в одной из читинских детских библиотек я обнаружил абсолютный "раритет" - книжку с очень ограниченным для того времени тиражом, для юных советских ракетомоделистов "...Три, два, один!" Книга была богата иллюстрациями и содержала советы и схемы, как самому построить действующие (!) модели космических ракет-носителей. Основную часть предлагаемых моделей ракет рекомендовалось "заправлять" вместо пороха, плотно свёрнутой в рулон ...киноплёнкой! Это вызывало недоумение - я твёрдо знал - плёнка-то не горит, а плавится... Книжка была примерно 1966-68 годов выпуска и "ракетное топливо" в то время... работало!

Оказывается с самого своего рождения главный носитель фильмов всего мира при неосторожном обращении оказывается был чертовски опасен!

 

Дело в том, что все фильмы снимались, а затем тиражировались на достаточно прочной, эластичной прозрачной ленте изготовленной на основе нитрата целлюлозы (нитрат целлюлозы составляет основу пороха) - целлулоида. Горела она страшно, причём даже без доступа кислорода, выделяя токсичные газы. И могла даже взрываться! Так во время киносеанса во время благотворительной выставки 1897 года в Париже, моментально сгорел весь павильон и 124 зрителя. Через год подобное произошло в России, в городе Бологое. Учитывая такую "подлую" особенность киноплёнки синематографы-иллюзионы, а затем и кинотеатры начали строить по специальным проектам, обеспечивавшим надёжное разделение аппаратной с кинопроекторами и зрительного зала. Проекционные окна снабжались аварийными металлическими шторками, а киноплёнка размещалась в специальных кожухах проекторов с герметичным лентопротяжным трактом. В 1908 была разработана негорючая ацетатная плёнка. И хотя для любительского кино киноплёнка на триацетатной основе стала применяться с того же года, в профессиональном кино она стала равной целлулоиду только в 1950 году. Начиная с 1952 года самые крупные производители кинофотоматериалов - компания "Kodak", следом немецкая "Agfa", японская "Fuji", а затем и все остальные производители, полностью прекратили выпуск горючей киноплёнки, заменив материал подложки на безопасный триацетат целлюлозы. В СССР окончательный перевод производства киноплёнок на огнебезопасную основу был завершен в конце 1960-х годов. Так что юные фанаты покорения космоса того времени были отлично обеспечены киноракетным "топливом".

 

Чувствительность и... "зомби"

 

У носителя киноискусства в период его детства, юношества - киноплёнки, были ещё специфические "закидоны". Например, совсем маленькая светочувствительность (не более 15 единиц по стандарту ASA и советского ГОСТа). Проще говоря, снимать кино можно было только при ярком солнечном свете. Иной зритель может возразить: "Как же так? Я видел много раз короткометражные шедевры Чарли Чаплина и все сцены в декорациях интерьеров отлично освещены..." Ответ простой - все интерьеры помещений (комнаты, квартиры, залы и т.п.) строились под открытым небом и снимались под "открытым солнцем". Лишь благодаря успехам в фотохимии (особенно в немецком кино-фотопроизводящем компании Agfa), начиная примерно с 1930 годов, чувствительность плёнки стала активно повышаться. У современных цветных киноплёнок она имеет более 1000 (!) единиц, у чёрно-белых свыше 6000 (!), что позволяет вести съёмки почти в полной темноте!

 

Ещё один "закидон" чёрно-белых лент первых десятилетий кинематографа - ортохроматичность, проще говоря при съёмки на такую плёнку полутона цветных объектов чрезвычайно искажались - розовые губы актёров становились... чёрными, голубые глаза – почти белыми («прозрачными»), примерно тоже обстояло с со светлыми бровями, ресницами  и т.п. Ни дать ни взять - "зомби" какие-то получались. Приходилось использовать специальный грим, который не всегда помогал, в чём легко убедится посмотрев практически все немые фильмы  - того же Чалина, картины с участием комика Макса Линдера, или ленты отечественных мастеров Ивана Пырьева, Льва Кулешова, Якова Протазанова и т.д. Перед вами один из примеров фильма снятого на ортохроматическую плёнку (см. иллюстрацию)  – кадр с участием известного актёра Анатолия Кторова в роли вора-джентльмена Каскарильи из классической комедии "Процесс о трёх миллионах" (реж. Я. Протазанов, 1926 ). Полноценная, "нормальная" панхроматическая чёрно-белая плёнка исключающая такие искажения широко внедрилась в кинематограф только в конце 1920-х годов.

...В кинематографе, как было сказано выше с самого его рождения правил бал "золотой" формат плёнки шириной в 35 мм. Править-то он правил (и продолжает это делать) но это вовсе не означало, что он был один - великий и неповторимый....

…Не одинокое "золото" 35 мм. или как в песне: "Вот такой "ужины", вот такой ширины. "Разукрашки, ухарь-купец, немцы, трёхслойность американская и цвето-плёночная история. "Страшная" правда о том, для чего были созданы плёночные фотоаппараты! «Стройный» профессиональный любитель, война и кинокомплекс читинский. Таинство "обращения" в...  Левиафаны плёночные с бобинами и кранами. Экзотика плёнки с дырками посерёдке. ТВ зависимое и порабощённое киноплёнкой …об этом и не только, читайте во второй части  истории технической основы основ кинематографа - удивительной пластиковой ленты с отверстиями по бокам способной останавливать само время и целые миры и их оживлять вновь.


Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).