25 Апреля
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61

Вначале была... Киноплёнка... Часть 2


Мы продолжаем изучать изнанку кинематографа, начатую в первой части нашей встречи  посвященной Году кино и истории  технологической основы основ кинематографа - той самой пластиковой ленты с перфорациями по бокам способной останавливать время, пространство, миры, жизнь и вновь их оживлять. И так...

 

Часть 2. Вначале была... Киноплёнка и…

 

Мечты о «цвете»

 

 

 

Вскоре после первых сеансов братьев Люмьеров кинематограф начал "мечтать" о том, как обрести "цвет". Цветных киноплёнок тогда не было и первые киношники принялись раскрашивать или как сейчас говорят, "колоризировать" свои фильмы анилиновыми красками вручную. Работа была по истине адская, но публике нравилось, да так, что  в 1902 году фирма отца-основателя художественного и фантастического кинематографа, французского режиссёра Жоржа Мельеса "Стар филмз" стала крупнейшей кинокомпанией в мире, выпуская часть картин в цветном варианте (ручное раскрашивание каждой копии!).

Для тех, кто не в курсе: Самым знаменитым в мире примером колоризации в кино является эпизод с раскрашенным красным флагом в чёрно-белой классической картине С. Эйзенштейна

 "Броненосец Потёмкин" (1925).

 

Впрочем, Мельес сумел немного облегчить задачу: сначала отснятую плёнку проявляли, печатали позитивную копию, а затем "вирировали" (химический процесс, при котором чёрное и тёмно-серое изображения превращаются в оттенки какого-либо цвета) и "тонировали" (тот же процесс, только перекрашивались белые и светло-серые тона). Иногда процессы совмещались для одной сцены и пленка получалась двухцветная. Художники завершали процесс окончательным раскрашиванием...

Для тех, кто не в курсе.. Первый российский раскрашенный фильм по методу Мельеса вышел в 1909 году и назвался "Ухарь-купец" (реж. В. Гончаров)

В 1920-30 годах киношники жаждущие "цветного прорыва" взяли на вооружение фотохимию и разными методами пытались "выжимать цвет" из чёрно-белых плёнок отдельно чувствительных к различным лучам спектра: к зелёным, сине-фиолетовым, и наконец, к красно-жёлтым… В конце концов в 1935 году появился первый в мире полноценный цветной фильм "Бекки Шарп" (США, реж. Р. Мамулян) снятый по методу названному "Техниколор".  Метод заключался в том, что все три вида этих плёнок заряжались в одновременно в специально сконструированную камеру (см. иллюстрацию) - очень дорогую - до 30 тыс. долларов (на современные – это около 370 тысяч) и очень тяжёлую (порядка 150 кг.). Происходила съёмка. После проявки разномастные, чёрно-белые, но разделённые по чувствительности к тонам того или иного цвета, негативы, проявлялись. С этих плёнок печатались позитивы. В специальных лабораториях эти плёнки красились каждая в свой «запланированный» по тону цвет (зелёный, синий, пурпурный или красный, так же добавлялся жёлтый). Затем изображение со всех трёх плёнок сводилось в одно, уже полноценное, насыщенное цветное. Именно по этому методу были сняты легендарные "Унесённые ветром" (1939).

Что же касается "простого" цвета, безо всякого смешивания, то здесь преуспели немцы - уже в 1930-х годах Германия разработала и поставила на поток недорогую многослойную цветную киноплёнку, которая не нуждалась ни в сложном съёмочном процессе, ни в специально съёмочной и проекционной аппаратуре (снималась на обычной технике). В 1935-м вышла в продажу и американская цветная "многослойка", но своим качеством она была рассчитанная прежде всего на кинолюбителей. Немецкая цветная плёнка была настолько хороша, проста в обращении и неприхотлива, что во время Второй мировой войны более 20% гитлеровской хроники была снята в цвете.

И всё же несмотря на дешевизну первые многослойные киноплёнки несколько уступали в качестве цветопередачи трёхплёночной технологии съёмки "Техниколор", которая использовалась до середины 1950-х годов, несмотря на сложность и дороговизну. В конечном итоге в борьбе за "цвет" победила многослойная, постоянно улучшающая свои качества, плёнка.

Для тех, кто не в курсе. Самый первый в мире цветной фильм (хронометраж 25  сек.) при помощи особого технологического процесса был снят английским изобретателем Эдвардом Рэймондом Тернером в 1902 году!

P.S. Надо заметить, что история "цвета" в кинематографе весьма любопытна и заслуживает отдельного разговора. Мы к нему ещё вернёмся.

А теперь о плёночно-важном и надеюсь для вас, друзья,, познавательно-интересном...

 

О форматах

 

...В кинематографе, как было сказано выше с самого его рождения правил бал "золотой" формат плёнки с шириной в 35 мм. и перфорацией по бокам. С такой киноплёнкой имел дело каждый из вас, уважаемые друзья, поскольку именно она менее чем через полтора десятка лет  после своего рождения (1895 год) была приспособлена для использования во всех "обычных", так называемых малоформатных фотоаппаратах, включая даже те, теперь уже малочисленные, модели "мыльниц" которые выставлены до сих пор в магазинах, включая и наши, читинские.

Для тех, кто не в курсе. Самые первые фотоаппараты на 35-мм. плёнке почти одновременно появились в Германии и США, в 1913 году (см. иллюстрацию)  - американский "Симплекс-мульти" и немецкая "Ur Leyca" (стала основой самой знаменитой серии аппаратов "Leyca"). Первоначальной целью их создания было... облегчение труда кинооператоров, а вовсе не доставка радости фотолюбителям своей лёгкостью, малогабаритностью и простой в обращении. Дело в том, что качество плёнок для киносъёмок, особенно во времена юности кинематографа, нередко оставляло желать лучшего и приходилось очень часто снимать пробы её качества (даже с маленьких партий лент). К тому же экспонометров (ручные приборы позволяющие замерять яркость света) тогда просто не было. Камеры были громоздкие, тяжёлые. Постоянный процесс съёмок проб был довольно неприятной рутиной. Опять же и лишний расход "фильмосырья". Появление "фотиков" на 35 мм. для операторов оказался как нельзя, кстати.    

Но вернёмся к правящему свой бал в киномире, 35 мм. "золотому" плёночному формату... Править-то он правил (и продолжает это делать) но это вовсе не означало, что он был один - великий и неповторимый....

 

Нестандартный малыш

 

После 30 лет экспериментов с киноплёнкой различного формата, на родине кинематографа, во Франции кинофирма братье Пате, в 1922 году реализовала проект нового портативного съёмочного и проекционного аппаратов (в высоту около трёх спичечных коробков, поставленных вертикально) не только для массового просмотра, но и для дома, который он назвала "Пате Малыш" (Pathe Baby). Удивительно, но кинокамера даже могла совмещать и «должность» мини-кинопроектора - использовалась лампа всего в шесть ватт (для сравнения - лампочка карманного фонарика 2,5 вт.)! Изображение с камеры проецировалось на маленький экранчик перед объективом  (см. иллюстрацию). Были и «обычные» проекторы «Пате малыш» - они показывали кино на более крупные настенные экраны. Кассеты с фильмами длиной 10 и 15 метров и плёнкой нового и пожалуй самого «экзотического» формата за всю историю кинематографа - с шириной в 9,5 мм и одной перфорацией на кадр, но расположенной… по центру ленты (!) (см. иллюстрацию  - плёнки 9,5 мм. и 16 мм.) можно было купить или взять в прокат. Здесь предлагались: кинохроника, документальные фильмы, комедии и фантастические фильмы. В результате последующих разработок формат киноплёнки 9,5 мм. в отличие от Европы и Японии, в США не прижился, а потому общим стандартом так и не стал.

Для тех, кто не в курсе - невероятный факт! Камеры и проекторы для необычного формата 9,5 мм. до сих пор всё ещё производятся! Некоторые компании печатают фильмокопии для этого формата. В Европе XXI века ежегодно проводится фестиваль лучших фильмов 9,5 мм!

 

Любительский "стройный" профессионал

 

В 1923 году появился ещё один формат киноплёнки - 16 мм. Более чем в два раза уже "золотых " 35 мм., а значит и дешевле. Разработавшая, а затем и запустившая её на поток в 1935-м компания "Кодак" поначалу предлагала новый формат как любительский, но во время Второй мировой войны его взяли на вооружение военные хроникёры и разведчики-операторы. После войны "стройный" формат, особенно с приходом телевидения, превосходно зарекомендовал себя и как профессиональный... Но прежде чем продолжить, нельзя не упомянуть...

 

Об обращении!

 

В том же 1935-м германская Agfa и вышеупомянутая "Кодак" одновременно выпустили первую в мире пригодную для съёмок 16 мм. киноплёнку. Особую! Обращаемую! До этого времени фильмы снимались сначала на негативную плёнку, далее следовала проявка,  затем, на специальных копировальных аппаратах изображение переводилось на плёнку позитивную, после проявки которой уже можно было смотреть "нормальное" изображение ( и печатать многочисленные копии). Новая "обращаемая" плёнка после съёмки и специальной проявки, минуя "негатив" и последующую печать в "позитив", сразу становилась позитивной и была готова к просмотру. Однако, при всех этих замечательных, революционных "плюсах" у обращаемой киноплёнки был один существенный "минус" - она оставалась в единственном экземпляре! И этот экземпляр приходилось беречь особо. Существует конечно метод копирования и "обращаемых" кинолент, но он сложен и достаточно дорог. При отсутствии видеозаписи, а затем, в более позднее время и мобильных видеокамер, на телевидении для репортажных съёмок и новостных сюжетов царствовала вплоть до 1970- начала 80-х годов "захватчица" - "стройная" обращаемая киноплёнка. Читинское телевидение, кстати, не было исключением и имело в то время свой собственный кинокомплекс с командой операторов, монтажниц, проявочными машинами, просмотровыми залами, студиями звукозаписи и монтажа и базой соответствующей киноаппаратуры... На 16 мм. плёнке также принялись снимать сериалы, а в ряде стран, даже полноценные художественные картины для телевидения.

В то же время разработчики убрали с одной стороны плёнки перфорацию, заменив её оптической фонограммой, и она зазвучала. Киноплёнка формата шириной в 16 мм. стала основой всего передвижного кинопроката, охватив города и деревни всего мира, сделав доступным кино не только в специальных кинозалах, но и на улице, дома и в учебных заведениях. Каждый из вас, уважаемые друзья, помнит те неповторимые минуты на школьном уроке, когда стрекотала 16-миллимитровая "Украина", а мы прикованные к экрану наблюдали, глядя учебный фильм, как распускался какой-нибудь цветок, или ток бежал в колебательном контуре.

...А ещё на полупрофессиональные 16 мм. снимала фильмы элита кинолюбителей, в том числе и читинских.

Очень узкий и очень малоизвестный Л. Гайдай. XXI век:"цифра" свирепствует... Инопланетянин против любительского формата. Левиафаны плёночные с бобинами и кранами. Фильм шириной в четыре… спички!  Прощай плёнка? 2015 - Контратака!!! …об этом и ещё кое о чём, кино-плёночно-любопытном в продолжении истории технической основы основ кинематографа - удивительной пластиковой ленты с отверстиями по бокам способной останавливать само время и целые миры, а затем их оживлять читайте в следующей, третьей части.

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).