25 Июля
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

Вначале была... Киноплёнка... Часть 3


Миры, вселенные полные жизни, движения и всевозможных чудес живущие со скоростью 24 кадра в секунду в волшебном луче падающем на белоснежное экранное поле... Они - порождение кинематографа. Их появление - от идеи, сценария  до съёмочного процесса, обработки спецэффектов, монтажа и премьеры, хотя бы в общих чертах, известно едва ли не каждому зрителю. Но как, с помощью и посредством чего появляется фильм "технически" имеет представление не каждый. Когда же, как ни в Год Кино не поговорить об этом? Мы продолжаем изучать изнанку кинематографа, после второй части нашей встречи  посвященной Году кино и истории  технологической основы основ кинематографа - той самой пластиковой ленты с перфорациями по бокам способной останавливать время, пространство, миры, жизнь и вновь их оживлять. И так...

 

Часть 3 В начале была… Киноплёнка и...

 

её размеры и форматы, коих было не менее десятка. Самым распространённым форматом в мире, пережившим уже свой вековой юбилей, стала кинолента шириной в "золотые" 35 мм. на которой снималось (и снимается до сих пор) подавляющее количество художественных фильмов и мультипликации. Но кроме классических, 35 мм, в "изнанке" кинематографа трудились (и даже продолжают трудиться в век "цифры"), да просто пахали на ниве профессионального и любительского киноискусства и другие форматы киноплёнки, к примеру...

 

Такая домашняя "простая" и "суперская" "восьмёрка"

 

Вашему вниманию, уважаемые друзья представляю самый минимальный, самый узкий и вместе с тем знаменитый мировой киностандарт 8 мм. В 1932 году был изначально разработан только для кинолюбителей компанией "Кодак". По размеру такая плёнка была ровно в два раза уже, чем и без того "стройные" 16 мм., шириной всего в... четыре спички! (см. иллюстрацию) Камеры и проекторы для такой плёнки были портативны, легки, дёшевы и быстро завоевали популярность как домашние. Качество изображения было разумеется ниже, чем у других форматов плёнки (это как примерно качество приличной видеокассеты в сравнении с изображением DVD-диска, а то и Blu-ray). Но за качество "восьмёрки" всё же шла борьба, пока в 1960-х не появился ещё один "восьмёрочный" формат – Super 8, где за счёт уменьшения перфорации, на тех же восьми миллиметрах увеличивался размер кадра, а соответственно и качество "картинки". Форматы жили вплоть до прихода эпохи "видео".

 

«Узкий» и неизвестный Гайдай

 

В СССР узкоплёночный 8 мм. был почти единственным доступным для домашнего кино. В магазинах продавалась масса мультиков и видовых фильмов по цене от двух до шести рублей. Бывали и художественные ленты, в основном комедии Гайдая. Поскольку бобина 8-миллимитрового кино вмещала 60 метров плёнки хронометражем в 10 минут, знаменитые комедии приходилось полностью перемонтировать и снабжать субтитрами, поскольку в отличие от зарубежных аналогов (наиболее ярко проиллюстрированная звуковая "восьмёрка" в фантастическом боевике Дж. Дж. Абрамса "Супер 8", 2011, где юные кинолюбители умудрились снять, правда, на свою голову, инопланетного пилота удерживаемого властями США и армией), советская "восьмёрка" была всегда немой. Тем не менее, без звука, даже в крайне урезанном виде, фильмы смотрелись великолепно. Выпускались и подлинные раритеты. Так, у вашего покорного слуги, автора этих строк, до сих пор храниться фильм Гайдая "Чёрные перчатки" - 8-миллиметровая версия картины "Иван Васильевич меняет профессию". Уникальность "Перчаток" состоит в том, что в "узкую" версию вошли сцены, которые в культовом полнометражном оригинале отсутствуют!

Для тех, кто не в курсе. В "Чёрных перчатках", к примеру, как и в "большом" "Иване Васильевиче" есть сцена потасовки между стрельцами и жуликом "князем" Милославским и "царём"-управдомом Буншей в царском "банкетном зале". В "восьмёрочной", узкой  версии фильма в этой сцене имеется также и малоизвестный широким зрительским массам эффектный и есть эффектный и смешной кадр: Милославский поднимает угрожающе руки над головой. Его физиономия с тёмными очками (!) свирепо разевает рот... нет, скорее пасть и... выпускает большой клуб дыма... табачного (от "Мальборо"). Стрельцы в ужасе орут! Демон! (Ясное дело - демон... Табачища-то во времена Ивана Грозного на Руси и не знали).

Интересно, что и концовка в "Чёрных перчатках" иная, чем в "Иване Васильевиче" - более логичная и ясная, в общем не такая, как в "большой" версии комедии, где изобретатель машины времени увидел все "хроно"-приключения во сне. Большинство зрителей "узкий" вариант классической картины Гайдая никогда не видело, но современные российские энтузиасты смогли оцифровать эту уникальную "восьмёрку" и вынести всем на обозрение в Интернете.

 

Формат широкой души

 

И наконец, от самого "малого" формата - к самому "великому". Как было отмечено в первой части нашей истории технической основы основ кинематографа - киноплёнки, ещё в конце XIX века начали проводиться опыты с широким форматом. Первым был знаменитый Томас Эдисон ещё в 1892 году пытавшийся снимать первые фильмы на целлулоидную ленту шириной аж в семь сантиметров. Такое кино было рассчитано на просмотр всего одним зрителем через окуляр специального аппарата-проектора - кинетоскопа. Увы, широкая кинолента не выдерживала многократных просмотров в кинетоскопах и быстро рвалась. Но именно благодаря "мукам" 70-ти мм. родилась на свет классическая 35-миллиметровая плёнка.

Время и кинотехнологии не стояли на месте и уже в 1900 году на плёнке ещё более широкой - в 75 мм. более "продвинутые" в кинематографе, чем их американский конкурент Эдисон, братья-французы Люмьер показали первый в мире широкоформатный пятиминутный фильм. В связи со слабыми технологиями того времени формат не прижился и только к середине 1950-х годов, несколько суженный до 70 миллиметров пришёл к массовому зрителю. Будучи очень зрелищным (ещё бы, размеры экрана были в два раза шире и выше обычных) и крайне дорогим (плёнка-то в два раза шире обычной, больше "химии" при проявке, специализированная "обслуживающая" техника - камеры, монтажные столы и т.п. более дорогие фильмокопии и т.д.) он был доступен только для очень крупных кинопроектов ("Бен Гур", "Клеопатра" и т.п.).

Для тех, кто не в курсе. Вес одной части (10 минут) стандартной фильмокопии для показа в кинотеатре 3 кг. Вес одной части фильмокопии на 70 мм. - шесть кг.

Широкий формат "требовал" специальных таких же "широкоформатных" кинотеатров, причём только высшей категории, которые начали строится по всему миру и строились вплоть до середины 1980-х.

Для тех, кто не в курсе. Наш широкоформатный любимый "Удокан" был воздвигнут и запущен в эксплуатацию 20 июля 1976 года, то есть 40 лет назад.

В СССР изначально на широкоформатную плёнку 70 мм. снимались крупнейшие проекты: "Война и мир", "Красные колокола", "Экипаж", "Через тернии к звёздам" и т.д. Проекторы "Удокана" в своё время позволяли демонстрировать фильмы с таких же 70-миллиметровых копий.

 

Левиафан - "ремикс"

 

Не зря одна из самых народных поговорок мира утверждает, что: "Новое - это хорошо забытое старое". В нашем XXI веке целый ряд технологических и творческих достижений "обычной" публикой, слушателями, зрителями часто считается "ультрасовременными" и "суперпродвинутыми". К примеру, толпы музыкальных фанатов "балдеют" и "зажигают" а "клубешниках" под какой-либо новейших хит, а потом не хотят верить, что это "перепевка"-ремикс песни исполненной ещё лет 30 назад. В кино происходит похожее - зрители восторгаются очередным новейшим "шедевром", а потом узнают, что есть классическая версия картины, да ещё к тому же с заслуженными наградами и призами. Пример – классическая лента С. Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957), о которой зрителям в нашей стране к настоящему времени до сих пор мало известно и фильм Н. Михалкова «12» (2007), который многими был воспринят с восторгом, как оригинальный. Другой возможный пример – грядущий: в августе 2016 «ночно-дозорный» Т. Бекмамбетов выпускает созданный им в Голливуде новый  «околоисторический» приключенческий блокбастер «Бен Гур». Будущих его зрителей стоит просветить: в 1959 году режиссёр У. Уайлер снял мегазрелищный, пусть псевдоисторический, но всё же суперколлос - блокбастер, ставший ныне классикой "Бен Гур" (обладатель 11-ти Оскаров и трёх Золотых глобусов!) 

Как ни удивительно, с форматами киноплёнки происходит та же история, как и с другими "новыми" (но хорошо забытыми, старыми) песнями, фильмами, технологиями. Сейчас вы, друзья, сами в этом убедитесь. Вы наверняка не раз уже слышали (и читали) об одном "сверхсовременном" киноформате XXI века, а кому повезло, и видели воочию "его" фильмы, в редких пока в нашей стране, "его" кинотеатрах. Но на самом деле этот самый "продвинутый" формат оказался... "ремиксом"! Теперь о нашем "виновнике"...  

В 1970 году в мир киноплёнок "вломился" невиданный гигант, почти чудовище - достойное дитя своего времени. Его размеры потрясали - ширина ему досталась от 70-миллиметровой родительницы, высота была в 48,5 мм, а вместо четырёх перфораций на один кадр, их стало аж... 15! А качество изображения 10 тысяч на 7 тысяч пикселей! Но самое интересное, что съёмка (и последующая демонстрация) на этот плёночный левиафан велась не по вертикали (сверху вниз), как все обычные киноленты, а... по горизонтали (справа налево)! Форматное имя этому гиганту было дадено IMAX. (см. иллюстрацию сравнительных размеров некогда самых распространённых форматов киноплёнок) .Да-да, ещё до тотальной цифровой эпохи ранний IMAX был плёночным и тяжёлым в эксплуатации, в прямом смысле...

Для тех, кто не в курсе. Первым фильмом в формате IMAX была лента "Ребёнок тигра", снятая в 1970 году, а первый кинотеатр IMAX "Киносфера" был открыт в 1971 году в Торонто и продолжает работать до сих пор.

…Огромные специальные кинокамеры IMAX с большой и весьма объёмной кассетой, расположенной плашмя по горизонтали справа от аппарата, (цифровые камеры IMAX 3D, хотя и имеют несколько иную форму, но всё же остаются довольно большими «агрегатами») (см. фото одной из моделей камеры IMAX 3D), копировальные аппараты размером с большую комнату, такие же здоровенные проекторы с бобинами… вернее с опорными дисками-поддонами на которых расположен по горизонтали рулон с фильмом (нередко сразу целиком). Один диск с такой IMAX-фильмокопией (см. иллюстрацию) имеет диаметр от 1,2 до почти 2 метров (!), весит порядка 250 кг (!) и подаётся к проектору небольшим подъёмным краном! А плёнка формата IMAX во время съёмки (и показа) несётся 100 метров в минуту! Вот что такое этот плёнко-великанище IMAX! И если бы не переход кинематографа на безплёночное производство - в "цифру", то вероятно невероятно зрелищный суперформат так широко бы не внедрился в мир кинематографа.

Однако, что любопытно - несмотря на всё ту же «цифру» от плёночного формата IMAX пока никто не спешит отказываться (но об этом чуть ниже).

 

P.S. или Слухи о моей смерти несколько преувеличены

 

... примерно так заявила ещё в прошлом 2015 году главная героиня нашего повествования - Киноплёнка. В 2002 году Джордж Лукас и его компания сработала "Звёздные войны. Эпизод I: Призрачная угроза" - первый в мире фильм 

не прибегая к "услугам" плёнки. В кинопроизводство вошла "цифра", то есть по существу компьютер наделённый особыми возможностями и свойствами кинокамеры. Цифровая камера фиксировала изображение через оптику - прямиком в светочувствительные матрицы, а те запоминали его в памяти. После съёмок снятое "сливалось" в монтажные компьютеры, наделялось спецэффектами, монтировалось, озвучивалось, переводилось на внешние жёсткие диски и отправлялось в прокат, где цифровые проекторы "декодировали" "цифру" и отправляли её лучом на экран... Плёнка, проявка, печать негатив-позитив, печать фильмокопий и т.п. в "одночасье" отошли в прошлое. Известная компания "Кодак" прошла процедуру технического банкротства и 2013 году сократила выпуск с 3,5 миллионов метров киноплёнки до всего 127 тысяч, то есть на 96 %! Другой известный производитель "киноносителя", японская Fuji с того же 2013 года вообще прекратила его выпуск в связи с нерентабельностью производства.

И так, довольно скоро после революционно-безплёночных "Звёздных войн" "цифра" к сегодняшнему дню свирепо расправилась с "аналоговой" носительницей киноискусства. Казалось победа окончательна... Но!

В прошлом, 2015 году цифровой киноэры произошло нечто! Компания "Кодак" "завязавшая" казалось, навсегда с плёнкой заключила крупные контракты на дальнейшее её производство, да с какими компаниями: "Уорнер Бразерс", "Парамаунт Пикчерз", "XX век Фокс", "Sony Pictures" (она же "Коламбия Пикчерз"), "Universal" и "Уолт Дисней Пикчерз". Инициаторами возобновления контрактов выступили многие известные режиссёры, среди которых мэтры С. Спилберг и Ридли Скотт, Джеймс Кэмерон, а также К. Тарантино, Кристофер Нолан и Джей Джей Абрамс. Активно приветствовали возобновление производства "классической" киноплёнки европейские кинематографисты, включая российских (главные отечественные производители кинолент - предприятия "Шостка" и "Тасма" прекратили выпуск своей главной продукции с уходом великой кинодержавы - СССР).

Отчего же, несмотря на невиданный "цифровой" прогресс у создателей кино остаётся такой горячий интерес к старой, доброй, проверенной более чем веком, классической киноплёнке?

Ответ довольно прост - "аналог" даёт, в силу своей физической природы, более "живое" изображение - один кадрик плёнки - цельная картинка (примерно так наш глаз воспринимает мир). В "цифре" кадриков с цельной картинкой, как таковых, нет вообще, а изображение формирует сотни миллионов точек - пикселей, от чего "картинка" становится через чур "реальной", а потому и "жёстокой". Иначе говоря, физика восприятия изображения с киноплёнки (пускай затем и оцифрованной) и чистой "цифры" отличаются друг от друга. В связи с этим многие кинематографисты голосуют за "живой" "аналог".

И так, слухи о смерти киноплёнки в "цифровом" XXI веке оказались сильно преувеличены.

В финале осталось сообщить, что я рассказал разумеется не обо всех форматах плёнки - их существует (и существовало) более десятка видов. Рассказ шёл о самых распространённых (или бывших некогда распространенными)… На этом о технологической основе основ всего кинематографа - ленте с перфорациями по бокам способной останавливать время, пространство, миры, жизнь и вновь их оживлять, пока всё.

 

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).