25 Июля
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

Экипаж ангелов неба. Часть 1


Голос неба... Нет, не Глас Небесный в возвышенно-религиозном смысле этого понятия... И не раскаты наэлектризованных облаков. И не летние рулады пернатых. Нет, простой, будничный, привычный голос мирного неба XX и XXI веков: гул, рокот, грохот, жужжание... Мы слышим его каждый день и каждую ночь. А если бросить взгляд вверх то... видим его. Вернее тех, кто его издаёт - крылатых металлических чудо-птиц, коих ведут в небесах невидимые с земли мужественные люди. Команда подобная ангелам-хранителям пассажиров и грузов. Команда работяг и ежедневных, ежечасных героев неба способных противостоять стихии, ураганам и даже неистовству огненных чудовищ... Команда из двоих... троих... четверых... Они действуют в реальности. Они действуют на экране. Имя им - Экипаж. Сегодня, в эти дни его нового кинополёта, речь о нём... 

 

В истории отечественного кинематографа снято немало фильмов посвящённых "ангелам" (или даже "дьяволам") неба, но основная их масса рассказывает о лихой военной године и сражениях ведомых ими металлических птиц. Мирные небеса и будни экипажей гражданских

и грузовых воздушных судов не слишком интересовали режиссёров большого кинематографа. Террористов-захватчиков самолётов, придающих сюжету остроту, в советском кино почти не было (исключения: "Похищение "Савойи" режиссёра В. Дормана, 1979, и позднеперестроечный "Взбесившийся автобус" Г. Натансона, 1990 ). Оставались стихия и "технический фактор". Но и здесь желающих связываться со сложными спецэффектами (компьютерная эра в кино едва только зарождалась) и трюковыми съёмками обязательными для лент такой тематики, тоже было немного. И всё же попытки были...

Особняком в отечественном "гражданском авиационном" кинематографе всегда стоял один фильм (по крайней мере до 21 апреля 2016 года), ставшим первым в СССР представителем жанра "фильм-катастрофа", техно-триллер и блокбастер "Экипаж", поставленный мастером, режиссёром Александром Миттой, с великолепным экипажем актёров, зрелищными трюковыми съёмками и блестящим саундтреком современного классика - композитора Александра Шнитке.

Но прежде, чем начать историю классической картины, давайте немного о "поводе" послужившим для темы сегодняшнего "Синескопа" - новом "Экипаже", чья всероссийская премьера состоится завтра, 21 апреля.

 

 

По поводу "ремейка". В многочисленных интервью, "командир" нового "Экипажа", опытный и уважаемый режиссёр Николай Лебедев ("Звезда" 2002, "Легенда №17" 2013), продюсер Л. Верещагин и гендиректор студии "ТРИТЭ" на которой снимался фильм, Н. Михалков настойчиво заявляли, что фильм не является ремейком классической картины А. Митты: "...Это совсем другая история".

 

По поводу сценария, формата и названия. 

В 2012 году Верещагин на фестивале в Каннах увидел рабочие материалы нового фильма знаменитого Роберта Земекиса под названием "Flight" - "Рейс" (наши переводчики и прокатчики запустили этот фильм под названием…"Экипаж"!) и загорелся идеей снять картину о лётчиках российской гражданской авиации. Вернувшись в Москву и продолжив работу над текущем  проектом "Легенда №17", продюсер вспомнил, как в одном из разговоров, режиссёр проекта, Лебедев  признался ему, что давно хотел поработать в жанре фильма-катастрофы. В 1979 году "Экипаж" А. Митты произвёл на парня такое впечатление, что он начал мечтать сделать свой фильм на эту тему. Даже написал сценарий и сделал рисунки-наброски. Спустя 35 лет мечта начала осуществляться - продюсер убедил Лебедева взяться за новую версию своего сценария написанную им в юности. Работа заняла два года, была показана для ознакомления в 2014-м Н. Михалкову. И он и Верещагин остались довольны написанным. Проект с массой компьютерных спецэффектов, в самом "продвинутом" формате IMAX (использовалась та же съёмочная аппаратура, что была задействована знаменитым режиссёром -"гигантоманом" Майклом Бэеем в блокбастере 2014 года "Трансформеры: Эпоха истребления"), да ещё в 3D, был запущен в производство при поддержке Фонда кино (финансирование происходит на безвозвратной основе) с астрономическим для российского кино бюджетом свыше четырёх миллиардов рублей! Что же касается такого выигрышного названия проекта -  "Экипаж", то фирменный "авиа-бренд" был официально выкуплен у его правообладателя - киноконцерна "Мосфильм" - студии на которой был снят фильм А. Митты. Кстати, отец классического фильма 1979 года лично благословил на "полёт" "Экипаж" 2016-го..

По поводу экипажа и локация съёмок Новый героический основной экипаж авиалайнера Ту-204СМ, которому предстоит бороться с чудовищем - бушующей огненно-вулканической стихией и с воздушными техно-опасностями такой: командир Леонид Зинченко (актёр Владимир Машков), второй пилот Александра (Агне Грудите) и второй-пилот-стажёр Алексей Гущин (Даниил Козловский). Съёмки начались 18 сентября 2014 года и были завершены 8 февраля 2015-го. Велись в Москве, в Московской области и в Крыму, где снимали сейсмоопасный остров-вулкан, который по сюжету находится в районе северных Алеутских островов. О сюжете блокбастера... не скажу ни слова - увидите, уважаемые кинозрителе-аваипассажиры сами... А теперь, внимание! Застегнуть всем ремни! Летим в классику...

 

 

Ныне мало кто поверит, что первый советский фильм-катастрофа, "техно-триллер", захватывающий блокбастер изначально задумывался как... сказка! Задолго до 1973 года, уже маститый режиссёр Александр Митта снявший популярные картины: "Друг мой Колька", "Точка, точка, запятая", "Как царь Пётр арапа женил" дружил с легендарным советским киносказочником Александром Птушко и считал его своим духовным отцом.

Гения Александра Лукича частенько интересовали не столько актёры на площадке, сколько всякие фантастические трюки и спецэффекты (хотя, и актёрские работы, и режиссура в его картинах были на высоком уровне). Именно Птушко привил вполне "земному" режиссёру любовь к киночудесам. Надо заметить, что ни один фильм Митты не обходился без помощи  комбинированных съёмок придуманных мастером-сказочником. После ухода Птушко из жизни в 1973 году созданный им уникальный, не имеющий аналогов в мире, цех комбинированных съёмок на студии "Мосфильм" начал приходить в упадок. Тогда и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы при помощи наследия великого киносказочника и собственных наработок развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм более высокого уровня, чем создавал Голливуд. Причем, как бывшему архитектору (закончил МИСИ им.Куйбышева в 1955 году), хотелось создать именно какой-нибудь "инженерный" проект, какого раньше никто не видел.

Сначала виделся сюжет, где на некий современный, полуфантастический город-мегаполис нападают тёмные таинственные силы и вызывают землетрясения. Рушатся здания, дыбиться земля...  Но выяснилось, что "сейсмические" фильмы уже есть в США и у японцев. Затем появилась идея современной... сказки, героями которой были: терпящий бедствие самолёт с пассажирами и отважные лётчики, за которыми гонится некое зловещее огненное чудовище, пытающееся уничтожить крылатую машину. Накидав задумку в блокнот, Александр Митта в тот же 1973 год решил проконсультироваться о возможности воплощения идеи в Министерстве гражданской авиации СССР, где встретился с министром Борисом Павлович Бугаевым.

 

 

Маршал авиации воспринял идею фильма крайне неприветливо: несколько месяцев первый советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144 на авиасалоне в Ла Бурже (Франция) взорвался прямо в воздухе. И вообще, на тот момент престиж отечественного самолётостроения заметно пошатнулся. Новые Ту-154, дозвуковые, но мощные и безопасные, только-только начинали свои полёты, а тут приходит киношник и предлагает снять фильм о катастрофе советского самолёта со всеми подробностями, да ещё с каким-то "змеем-горынычем". "Аэрофлот" самая надежная авиакомпания в мире, а как её будут воспринимать после вашей страшной сказочки? Сняли бы лучше фильм о чём-нибудь более реальном!" - сказал с досадой маршал.

 

 

После неудачной беседы режиссёр всё же остался верен идее и через некоторое время

обратился к мэтрам советской кинодраматургии, Юлию Дунскому и Валерию Фриду ("Служили два товарища", "Шерлок Холмс и доктор Ватсон"). Опытные сценаристы поддержали общую задумку Митты: фильм-авиакатастрофа. После романа Артура Хейли "Аэропорт" и последующей его экранизации, фильмы - "аэропорты" посыпались один за другим, а за ними вереница лент-клонов "Аэропорт 1975", "Аэропорт 77", "Конкорд: Аэропорт-79" и т.д.) всё на ту же тему: воздушные террористы, последующие аварии в небе, борьба героев за выживание и т.д. Однако, в СССР подобные ленты не демонстрировались. В общем пробел фильмов с сюжетами авиа-триллерами в отечественном кинематографе был очевиден. И тогда авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования фильмов-катастроф. Первую серию посвятить личным отношениям героев, а вторую - непосредственно: землетрясениям, селевым потокам, пожарам и борьбе за выживание на борту самолёта. Огненного монстра преследующего авиалайнер в полёте, сценаристы решили сделать неодушевлённым и "оставить" на земле. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского, имеющего не только прекрасное знание своего главного дела, но и обладающего превосходной технической фантазией.

 

 

15 июля 1976 года на стол руководства "Мосфильма" легла первая версия сценария фильма с рабочим названием... "Запас прочности". Да-да, именно так первоначально называлась будущая советская культовая картина, первая в отечественном кино лента из жанра фильмов-катастроф. Интересно, что под этим же названием она фигурировала и в одном из номеров популярнейшего в СССР журнале "Советское кино" в статье-репортаже (с фотографиями) рассказывающего о съёмках нового фильма Александра Митты.

Но вернёмся к сценарию... Ознакомившись с написанным, сначала руководители студии, а затем и Министерства авиации, обратили своё внимание на тот факт, что действие фильма происходит на территории СССР. Показать катастрофу советского самолета, да ещё такого надёжного, как ТУ-154... Это просто не лезло ни в какие рамки... Авторам было рекомендовано внести соответствующие "идеологическо- географические" правки в сюжет… Это был тот редкий случай, когда сценаристы согласились с вышестоящими инстанциями и быстро нашли блестящее "политическое" решение. Крылатая машина терпит аварию не у нас, а за границей (то ли где-то в Африке, то ли где-то на Ближнем Востоке), в городке нефтяников Бидри, в условиях тяжелейшего стихийного бедствия. Но приземляется-таки, благодаря героическим действиям экипажа, в Москве.

Окончательный вариант сценария всем так понравился, что консультантом картины согласился стать замминистра авиации Сергей Павлов. У авторов "Запаса прочности" была своя "хитрая" выгода: такой консультант, как Павлов, одним своим телефонным звонком мог дать разрешение на съёмки в любом аэропорту не только Москвы, но и всей страны. В последствии так и было…

По поводу названия фильма. С "именем" будущего блокбастера вышла такая история. Забегая вперёд, сообщу, что уже после монтажа фильма кинопрокатчики увидев название фильма в ужасе шарахнулись: "Спятили вы что ли?! Какой ещё "Запас прочности"?!! С таким названием фильму придёт полный...!" Озабоченный и расстроенный Митта в аварийном порядке собрал всю свою команду. "Дам 100 рублей, кто придумает название тому, что мы сняли!" - заявил режиссёр. Пару недель творцы ломали головы, пока однажды сам Митта не вспомнил о том, как зовётся команда всякого плавающего и летающего судна. "Экипаж" - безнадёжно крикнул режиссёр. 

"Во-ооо!" - взревели одобрительно коллеги. Прокатчики восприняли название с восторгом. Художники принялись спешно готовить главный титр картины.

В середине июля 1976 года проект "Экипаж" (будем теперь его называть так) был запущен в производство. Что произошло дальше? Об этом в продолжение истории авиа-легенды отечественного кино в нашем следующем синема-полёте. И об этом тоже: Абсолютно другой состав экипажа. Пушка и 400 км/час против актёра. Этот опасный ртутный самолёт. Личный приказ тов. Брежнева: "Смерть отменить!" Земная и воздушная "террористка" Яковлева. «Экипаж», хвост и… Чита. Режиссёр, оператор, ассистент: "Мы живьём горели в огне!" "Конкорд" против Ту-154: Голливуд идёт с поклоном. "Саша, раздевайся!" - секретные съёмки Той Самой сцены. Скандал и триумф кинокатастрофы по-советски.

 

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).