25 Июля
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

Экипаж ангелов неба. Часть 2


 

 

 

 

 

 

 

Металлокрылые птицы-машины ежедневно, ежечасно несущие грузы и пассажиров в высотах небес. Им не страшна непогода и холод высот, а с некоторых пор, стихия бушующего огня, сметающих всё на своём пути, селей и взбесившихся сейсмических демонов Земли - вулканов и землетрясений. Всё потому, что металлокрылых ведут команды вечных тружеников высот, скромных, порой незаметных в обыденной жизни, но в случае опасности для вверенных им пассажиров, бесстрашных и могучих силой духа, ангелов неба. Они пилоты. Имя командам птиц - экипаж. И в реальности и на экране...Мы продолжаем историю рождения одной из самых легендарных картин отечественного кинематографа посвящённых советским ангелам неба – лётчикам гражданской авиации. В «кадре» - классический "Экипаж" и его командир, Александр Митта... Застегнуть ремни. Полетели...

 

 

В середине июля 1976 года первый советский проект в жанре "фильм-катастрофа" "Запас прочности"...  но давайте его будем всё же называть по привычному имени данному фильму перед самым выходом в прокат, "Экипаж", был запущен в производство. Командир проекта Александр Митта и его команда помимо поиска техническо-авиационной "натуры", приступили к подбору "экипажа" актёров. Армии зрителей-поклонников классического фильма будут удивлены узнав, что первый экипаж героического Ту-154 был абсолютно иным по составу и выглядел он так:

Командир экипажа Андрей Васильевич Тимченко - актёр Алексей Петренко. Второй пилот Валентин Ненароков - Николай Караченцов. Штурман - Александр Павлов. Бортинженер Игорь Скворцов - Олег Даль Бортпроводница Тамара - Елена Проклова.  ...Почти весь состав команды несмотря на удачные кинопробы всё же отказался от съёмок.

 

 

Петренко сказал, что он вообще боится высоты, и "сниматься в "железе",  да ещё летающем - это не моё. И небо - это не моё". Тогда Митта предложил роль командира самому, как справедливо считали в СССР, мужественному актёру Георгию Жжёнову и он с радостью выразил своё согласие.

Караченцов заявил, что страшно занят в спектаклях "Ленкома", концертах и съёмках на ТВ. Скорее всего актёр просто не верил в необычный "катастрофический" проект. Роль второго пилота была отдана актёру Театра Советской Армии, Анатолию Васильеву.

Штурман, Александр Павлов, слава Богу, не подкачал и остался верен "Экипажу".

Несмотря на уже большой метраж отснятого материала с его участием отказался от съёмок и Олег Даль. Причина - болезнь актёра. Роль "знойного" бортинженера Скворцова, ловеласа, бабника и "кобеля высшей марки" была передана скромному и даже стеснительному в жизни Леониду Филатову.

Елена Проклова сначала согласилась на съёмки, но узнав, что в сценарии присутствовали некие постельные сцены, сразу отказалась, поскольку ей, как активному члену ЦК ВЛКСМ это было, мягко говоря, не совсем...

Уже начались съёмки фильма, а Тамары всё не было. Митта был в отчаянии. Наконец один из ассистентов нашёл её театральном училище, зарёванную и сердитую. Это была красавица Сашенька Иванес (актриса тогда носила свою первую фамилию), которую только что выставили из учебного заведения за систематические опоздания и срывы репетиций. Её утвердили на роль, а всего через два месяца Митта уже мечтал с наслаждением вытурить её из съёмочной группы всё по тем же причинам, но финансов на пересъёмку уже просто не было и пришлось терпеть.

 

 

Помимо "актёрских" страданий режиссёр столкнулся и с "техническими". Для съёмок требовались, кроме высокоточных макетов, настоящие самолёты Ту-154. Один должен был взрываться и гореть. У другого - отваливаться хвостовая часть. Третий - быть "декорацией" и т.д. Списанными самолётами воспользоваться было не возможно из-за отсутствия таковых, поскольку модель Ту-154 была ещё слишком новая. Группа звонила по всем аэропортам страны и всюду отрицательный результат, пока однажды не выяснилось, что где-то в аэропорту Омска произошло. На стоянке техобслуживания загорелся Ту-154. Пожар был настолько сильным, что борцы с огнём сумели отстоять только хвост. К счастью обошлось без жертв. Киношники обрадованные такой "оказией", погрузили этот негабаритный, драгоценный груз на железнодорожную платформу и отправили в Москву.

 

 

Пока "возились" с хвостом нашёлся и целый лайнер. В рейсовом самолете Киев -Москва один из пассажиров перевозил ртуть, а она каким-то образом разлилась. А ртуть, как известно и металл разъедает, и для людей опасна. Ртуть удалось собрать, при этом часть её пришлось испарять водяным паром, гоняя его под давлением по салону. Самолёт хотели отправить на осмотр и ремонт на завод и Митта обратился к министру авиации Борису Бугаеву с просьбой оставить самолёт для съёмок пообещав, что в целях безопасности, что вся съёмочная группа будет "дышать через раз". Министр поколебавшись, дал "добро" и "ртутную" крылатую машину отправили сниматься в аэропорт "Домодедово".

 

 

В сентябре 1976 года начались самые тяжёлые съёмки "Экипажа" с массой бесконечных сложнейших спецэффектов связанные с пожарами, землетрясениями, селевыми потоками и борьбой за выживание самолёта. Одной из первых стали сцены ликвидации аварии в воздухе. По сюжету второй пилот Ненароков, в теплоизоляционном "скафандре" из множества свитеров, трико и комбинезонов пассажиров, выходил через воздухозаборник самолёта наружу и закрывал образовавшуюся в фюзеляже щель куском обшивки. Отказавшегося от дублёра актёра Анатолия Васильева обмотанного таким количеством одежды едва не хватил тепловой удар. Обливаясь потом, на грани обморока, он проходил мимо осветительных приборов в салоне - декорации лайнера и выбирался за борт. Для полного эффекта огромной скорости технари киногруппы вместо классического вентилятора-ветродуя решили использовать настоящую аэродромную тепловую машину предназначавшуюся для оттаивания самолётов ото льда. Воздушный поток изрыгаемый "пушкой" тепловой машины соответствовал реальной скорости летящего самолёта. О такой "натуральности" пришлось сразу отказаться - актёра просто сдувало из воздухозаборника. Пришлось уменьшить интенсивность потока до 400 км\час - минимальной скорости, на которой может лететь и управляться Ту-154. Лишь тогда и с большим трудом удалось снять эту захватывающую сцену. "Особенно тяжело было с дыханием," - вспоминал Васильев, - "Вдох давался легко. Лёгкие моментально надувались как мяч, а выдыхать приходилось с трудом, буквально с силой, сквозь зубы. Это быстро выматывало." Разумеется в реальности проделать такую аварийную работу физически не выполнимо, но Митта снимал не документальный фильм…

 

 

Для самой знаменитой сцены картины, где самолёт теряет хвост, при посадке было потрачено немало сил. Как оторвать хвостовую часть с максимальной реальностью? Перепробовали множество вариантов: от мультипликации до использования специальной электроники отбрасывающей хвост. Все ухищрения смотрелись на экране абсолютно не натуральными. В конечном итоге было найдено постое решение: ассистенты за кадром плавно тянули замаскированные тросики соединённые под определённым углом с хвостом в верх. "Замедленной" съёмкой фиксировали разделение. Эффект отрыва хвоста получился потрясающе натуральным.

Удивительно простым путём был получен следующий эффектный кадр - несущийся с бешеной скоростью по залитой дождём взлётно-посадочной полосе Ту-154 без хвоста. Разогнать макет и к тому же сопровождать его камерой, было просто физически невозможно: не хватило бы никакой декорации полосы и зданий аэропорта, да и макет бы развалился. Снимать "ускоренной" съёмкой? Смотрелось слишком "наиграно".

 Киношники решили просто и гениально: бесхвостый макет Ту-154 просто... стоял на месте! Двигался лишь заранее отснятый фон с машинами скорой помощи, пожарными, транспортом обслуживания. Эффект "замаскировали" потоками дождя (лили по резиновой трубочке на стекло перед камерой воду) и получилась достоверная "картинка".

 

 

На следующий год после премьеры "Экипажа" с впечатляющими, "фантастическими" кадрами аварии Ту-154 при посадке у которого хвост отрывался от фюзеляжа, фантастика стала явью. 8 октября 1980 года в аэропорту Читы (Кадала) при посадке авиалайнера такого же Ту-154 произошла подобная авария с полным отделение хвостовой части от пассажирского салона (см. фото). При этом ещё были снесены все стойки шасси. Как и в фильме "Экипаж", никто из пассажиров и пилотов не погиб.

 

 

В особо опасных кадрах снимались не только макеты, но и настоящие самолёты. На кладбище бывших летающих машин на территории "Домодедово" Митта со своим главным оператором Валерием Шуваловым нашли отлично сохранившийся старый Ту-114, некогда самый гигантский пассажирский винтовой самолёт высотой с трёхэтажный дом. Поскольку двигаться этот гигант был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на "кладбище":  здание аэропорта города Бидри, где происходило чудовищное землетрясение. В задание должен был въехать самолёт и взорваться - для чего привезли 6 тонн (!) горючего. Пока готовились к опасной съёмке самолёт и его салон настолько пропитались парами огнеопасной жидкости, что от случайной искры произошёл взрыв. Режиссёр с оператором в отчаянии, не стесняясь в выражениях, рванулись к полыхающей махине. Шувалов вырвав камеру из загоревшегося штатива принялся снимать не дожидаясь команды "Мотор!". Бегающие в панике ассистенты, осветители, рабочие фиксировались на плёнке. Митта почувствовал, что у него горят ресницы, брови, обжигает спину. У оператора задымились волосы, полыхнула рубашка. Дежурившие на площадке пожарные подоспели во время и сбили огонь. Киношники отделались небольшими ожогами. Режиссёр плакал и ругался на чём свет стоит: самолёт выгорел на столько, что уже не годился для съёмок. Когда проявили отснятый оператором материал, Митта заметно повеселел: многие кадры пожара были настолько удачными, что было решено поставить их в фильм.

 

 

Кроме потрясающих сцен с самолётами и разбушевавшейся стихией в "Экипаже" бушевала и стихия пламенных любовных сцен. В те годы, когда в СССР "секса не было", режиссёр Александр Митта решился на Такое, что некоторые зрители погружались в состояние "эротического" шока и ходили на фильм чуть ли не ради именно этих эпизодов…

Когда подошло время снимать любовные сцены на квартире ловеласа бортинженера Скворцова, решено было работать на "Мосфильме" в ночную смену - меньше любопытных посторонних. Митта хотел максимальной "постельной правдивости", как это делают "за бугром"...

Леонид Филатов будучи стеснительным человеком наотрез отказался сниматься обнажённым и оставался во всех кадрах лишь "видимым" до пояса - ниже были джинсы. А вот хулиганистую Сашу Иванес, которая сменила во время съёмок фильма фамилию на Яковлеву, долго уговаривать не пришлось. Когда режиссёр сказал, что обнажёнными снимаются такие звёзды как Бриджит Бардо, Софи Лорен, Джейн Фонда и т.д. Александра запросто стянула трусики и осталась в чём мать родила. Чувствуя себя абсолютно свободно и естественно, она начала носиться по всему съёмочному павильону, вокруг кровати, в которой лежал в стыдливом ужасе Филатов, прыгала на него. В самый кульминационный момент раздался страшный грохот - один осветитель, ярый фанат Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и... свалился с лесов.

А утром на "Мосфильме" разразился скандал. Нашлись случайные свидетели и тут же донесли директору студии, что "Митта ночью вместо того, чтобы работать, устраивает оргии и снимает их". Реакция последовала незамедлительно - режиссёра тут же вызвали "на ковёр". Было решено просмотреть весь отснятый материал. Первые зрители, видевшие "полную версию", время от времени густо краснели. Когда просмотр завершился, руководитель "Мосфильма" взревел: "Что же ты делаешь? Кто тебе позволил тут почти "порнуху" снимать?!" Митта только руками развёл: "Вполне нормальный рабочий материал. Вырежу лишнее..." Удивительно, но директор не стал упорствовать: "Мы позволим товарищу режиссёру привести эту сцену в соответствие с нашими этическими нормами." В результате вырезать пришлось почти 90 процентов "эротического" материала, но и оставшегося хватило, что бы  поставить фильму гриф "Детям до 16 смотреть запрещается". Интересно, что в "Экипаже" присутствовали и другие интимные сцены с участием второго пилота Ненарокова и его жены Али, но они не вошли в картину.

Любопытный факт - во время проката "Экипажа" в Чите, кинотеатре "Удокан", в отличии от большинства кинозаведений СССР, возрастной ценз-ограничение "Детям до 16 лет вход воспрещён" отсутствовал.

 

 

"Экипаж" был смонтирован и озвучен в марте 1979 года. Одним из первых его зрителей стал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, большой знаток и любитель кино. Картина Митты ему очень понравилась, а вот концовка возмутила - один из главных героев фильма, командир Тимченко - Георгий Жжёнов, погибал. В финальных кадрах фильма он сидит в пилотской кабине, его держат за плечи бывшие друзья, когда-то погибшие на войне лётчики. Они улыбаются Тимченко и все трое управляя самолётом летят в безбрежную высь. Брежнева возмутили бесконечные смерти пожилых людей на экране (вероятно, он чувствовал приближение своего ухода) и он потребовал оставить Тимченко в живых. Режиссёра с трудом уговорили переделать финал, шантажируя тем, что иначе картина не выйдет в прокат. В последствии Митта не жалел, что изменил концовку - фильм получился более оптимистичным.

 

В общей сложности съёмки первого в СССР зрелищного фильма-катастрофы "Экипаж" длились четыре года! 12 мая 1979-го картина вышла на экраны страны и стала настоящей сенсацией. Задолго до конца года жизнь и героические приключения советских ангелов неба, самоотверженных хранителей жизней пассажиров, увидело более 90 миллионов зрителей! Картину Митты закупили более 100 стран мира. Голливуд впервые увидел в русских мощного и даже опасного конкурента в создании масштабных фильмов-катастроф.  

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).