19 Февраля
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61

Девять жизней, или О котоматографе с точки зрения кинокотоведа. Часть 1


Удивительные звёзды кинематографа, которым не нужны роскошные авто, виллы, фото в глянцевых изданиях, "оскары" и многомиллионные гонорары. Мы не страдаем звёздной болезнью, не даём интервью, поскольку и говорить-то по человеческому, не слишком охочи. Вместо имён у нас клички-прозвища, а вместо документов... как говаривает один из моих коллег "по цеху":  усы, лапы, хвост!

Всем мяу-привет! Я опытный эксперт -кинокотовед и синема-кошколог Фокс Фоксович. Предупреждаю - на всякие там глупые, безымянные «кысь-кысь» не откликаюсь. В связи с выходом на экраны новейшего котофильма не ждите сегодня никакого синема-ведущего, ибо лучше меня, мур-ррр, никто его не представит, как и не расскажет о мировом, мя-яяя….котоматографе и его актёрах… А ещё я, любимый, рыже-полосатой красивой тигро-расцветки. Вот.

 

Начну с того, что на свете существует люди, которые не любят кошек, коих на сегодняшний день на планете Земля насчитывается порядка 600 миллионов (!) и по невежеству и простоте своей считают себя венцом мироздания. Мяу-ха-ха-ха! Во, наивные! Между тем вот уже более 10 тысяч лет мы, мяукающие существа являемся неотъемлемой составляющей цивилизации человека и в реальности правим этим "венцом" (кое-кто, по своей недалёкости об этом даже не догадывается). Впрочем, некоторые homo это прекрасно осознавали. Легендарная працивилизация атлантов оставила в наследие древним египтянам кошек и те почитали их как самых священных животных. Согласно гипотезе некоторых палеозоологов, обычные современные домашние кошки являются далёкими потомками животных завезённых на Землю с другой планеты. Вероятно из системы звезды Сириус.

 

"Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку" - утверждал Бернард Шоу. "Даже самое маленькое из кошачьих - совершенство." - всегда говорил Леонардо да Винчи. Зная все многократные физические превосходства кошки над человеком в зрении, слухе, обонянии, вестибулярном аппарате, живучести, а так же её нередкое равенство (а то и  превосходство) по интеллекту, смекалке, отваге, хитрости и... чувству юмора, с этим просто невозможно не согласиться. И тем не менее хватает типов, кто эти утверждения не разделяет! К примеру, Том Бренд, бизнесмен, миллиардер, трудоголик с чудинкой и... котоненавистник, он же - главный герой картины "Девять жизней", что вышла на экран моего, мяу любимого "Удокана". Мистер Бренд (знаменитый актёр Кевин Спейси – «Красота по-американски», «Планета Ка-Пэкс»), в угаре погони за "длинным долларом", забывая о семье и даже об 11-м Дне рождения единственной дочки жестоко поплатился за свои порочные убеждения по поводу усато-хвостатых, попав в шкуру того, кого терпеть не мог, но запоздало вёз в подарок - Мистера Пушистые штаны - роскошного здоровенного дымчато-белого "парнягу" купленного в каком-то странном зоомагазинчике. И пришлось миллиардеру - котофобу вкусить все прелести котской жизни со всеми её мяуключениями и муркрутасами, да ещё попытаться вернуть любовь семьи, чтобы не остаться навсегда в роли питомца. Благо дочка и жена принимают кошана как родного. Но как заставить их разглядеть в Мистере Пушистые Штаны ( в российском прокате - Мистера Пушистика мяво-говорящего голосом Ивана Ефремова) раскаявшегося отца семейства?.. Вот это и есть главная закавыка для хвостато-усатого бизнесмена миллиардера героя из новой фантастической французско-китайской комедии знающего толк в этом деле американца - режиссёра Барри Зонненфельда (трилогия "Люди в чёрном"). Впрочем, мр-ррр, чего это я тут пересказываю кото-кинозрелище? Смотрите сами…

 

А сейчас самое времечко помурчать о главном. О кошках в кине… мр-ррр, то есть «котоматографе». Между прочим замечу, что несмотря на все достижения современной аниматроники и компьютерной графики, киношники по прежнему предпочитают иметь дело с живыми "актёрами". А чего это я слово "актёры" взял в кавычки? Брысь - кавычки! Мы и есть актёры... Даже получше людей. И переиграть они нас никогда не смогут. Да вот, простой пример, который каждый из читающих мои строчки может проверить: стоит моему брату появиться хоть на несколько секунд в сцене любого фильма, любой страны, вы все будете смотреть только на них, мгновенно загипнотизировавших ваш взгляд своей красотой, неотразимостью, изяществом, совершенством и много ещё чем.... Истину мяучу! И всё-таки режиссёры не слишком торопятся брать нас на главные

роли - мы так мало поддаёмся дрессировке, поскольку слишком горды и независимы, а если идём на запланированный трюк, то исключительно ради игрового интереса. Не случайно фильмов, где кошаны исполняли бы главные роли совсем немного (не более полутора десятка), а вот в небольших эпизодах, в ролях домашних любимцев и уличных бродяг-хулиганов снято дополна. Но сейчас промявчу  всё же о главном котоактёрище...

 

Одним из первых, ещё в 1950-60-е годы процарапавший свой путь в кинокарьере и ставший в конце-концов знаменитым, был мой коллега по масти - рыжий-полосатый Оранджи (стало быть, Рыжий, а то и Рыжик, по-русски) из США. История этого парня похожа на историю Золушки. Однажды в сад некой Агнесс Мюррей, что проживала где-то под Лос-Анджелесом, явился драный, побитый, голодный кот. Как раз в эти же дни  кинокомпания Paramount объявила конкурс о подборе кота "с отвратительным характером и со шрамами на морде" для съёмок в картине "Рубарб" (реж. Артур Любин). Миссис Мюррей отправила фотки Оранджи на студию. За шесть месяцев поиска нужного кота было просмотрено 500 кошанов обоего пола, прочитано 3000 писем с кошачьими снимками, но на роль был выбран Оранджи, который к тому времени набрал 6,5 кг. чистого веса и такой же мощи. Права на обучение кота работе в кино выкупил дрессировщик Фрэнк Инн. Оранджи сразу показал свой природный, творческий нрав, согласно запросам кинокомпании: царапался, шипел, плевался, кусался, дрался как чёрт не только с киношниками, но и со своими котами –напарниками-дублёрами, коих было более двух десятков! Схватывал "люлей" от Оранджи даже главный продюсер картины, из-за чего он называл рыже-полосатого "самым дрянным котом в мире". "Что хотели, то и заполучите" - нередко ворчал себе под нос рыжий кот. Когда надоедало работать в кадре, Оранджи удирал со съёмочной площадки, и Инну пришлось ставить на выходе сторожевых овчарок, преграждающих ему дорогу. Случалось и это не помогало - кот каким-то образом обдуривал двух здоровенных, лающих от досады, балбесов и откровенно «смеялся» над ними невидимый, где-то в сторонке. В конце концов фильм "Рубарб" был всё-таки снят, вышел на экраны в 1951 году. Котокомедия со спортивно-бейсбольно-авантюрным сюжетом имела бешеный успех и соответствующую кассу и всё благодаря главному актёру - 

Оранджи, которого восторженная публика окрестила согласно имени центрального героя – Рубарбом (Rhubarb с англ. на русск. дословно – Ревень). Успех был такой, что рыжему, первому из котов в истории кинематографа, был вручён золотой "Оскар" для животных - высшая премия "Пэтси".

 

Сия премия появилась в 1939 году благодаря американской Ассоциацией по защите чести животных-актёров (American Humane Association - AHA), выступавшей за гуманное обращение с нашим братом, животным. Между прочим именно AHA стала ответственной за появление, в конце фильма и телепередач, ныне знаменитой и обязательной фразы "ни одно животное не пострадало". Само же название "Petsy"- есть аббревиатура заглавных букв: Picture Animal Top Star of the Year. С появлением  в кино представителей кошачьего семейства награда стала вручаться и известным "мяукам". Первым же её, обладателем как я уже сказал, был Оранджи. Премия "Пэтси" номинально просуществовала до 2011 года, а затем заменена другими поощрительными "штучками" для котов и прочих собак, лошадей, дельфинов, барсуков и т.д.

Вторую "Пэтси" рыжий получил за роль в классическом фильме "Завтрак у Тиффани" (реж. Б. Эдвардс, 1961) с участием блистательной Одри Хепбёрн, которую он умудрился "переблистать" и заодно заявить, в виде "воспитательных" царапин и укусов, кто в кадре действительно, хозяин. Всего Оранджи засветился аж в 500 фильмах, телепрограммах, рекламных клипах и заработал свыше 250 000 долларов для своего дрессировщика (и себя любимого)!

 

 Любопытно, что, фр-ррр, для некоторых киношников участие кота в съёмках было непременным условием. Таким режиссёром был легендарный Леонид Гайдай. Во всех его фильмах, так, или иначе, присутствовали коты, в основном чёрные. Режиссёр твёрдо верил в мистическую силу чёрных кошек, которые приносили ему всегда удачу. Правда, во время съёмок дела шли не всегда гладко. Так во время работы над комедией "Иван Васильевич меняет профессию" чёрный котище по имени Динамит, 

проживающий по сюжету, у изобретателя Машины времени Тимофеева должен был по сценарию, упасть в аквариум с роскошными большими золотыми рыбками. Воды Динамит не боялся - сидел спокойно у аквариума и ожидал начала съёмок. Кота наконец посадили на гардину, откуда он должен был грохнуться в воду. Когда была дана: "Мотор!" рядом стоящий Александр Демьяненко крикнул, что в аквариуме нет ни одной рыбки. Взгляды киношников устремились на спокойно сидевшего на гардине Динамита, но шерсть кота была полностью сухая. Директор фильма, ругаясь, выделил дополнительные деньги на дорогостоящих рыбок. Съездили в зоомагазин... Пока выставляли свет для съёмки, рыбки вновь исчезли. "Закипающие" киношники не рискнули обращаться к руководству, а сбросились своими "кровными" и купили ещё пяток дорогих рыбок. Несмотря на невинный вид Динамита Гайдай дал команду: "Следите за котом"! Выяснилось, пока "глупые" люди возились со своей аппаратурой, умный хвостатый актёр незаметным, быстрым движением, опускал кончик лапы в аквариум - "подманивал" рыбу коготком, а затем стряхивал капельки воды и вновь сидел с невинным видом. Глупая "тормозная" рыба поднималась к поверхности. Динамит мгновенно поддевал трофей и лихо забрасывал в ящик из под кабеля стоящий на противоположной (!) стороне декорации комнаты. Интересно, что кошан был сытым и делал заначку вероятно на случай "голодных невзгод". Динамита, как злостного расхитителя "социалистической собственности" пришлось на время отстранить от съёмок и пригласить кошку равнодушную к рыбалке. Дорогих золотых рыбок (рисковать больше не захотелось) заменили на более дешёвых. Хозяин Динамита на следующий день звонил на студию, долго извинялся и поинтересовался: надо ли отдать трёх рыбёшек, которых он нашёл в кармане собственного пальто.

А ещё Динамит, среди прочих кошек-дублёров, до "Ивана Васильевича", снялся в "Бриллиантовой руке", а после в комедии «Не может быть!» и ещё в нескольких десятках популярных отечественных фильмов…

Уф... Мяф... Притомился я что-то. Пойду пока молочка выкушаю и когти подточу... А вы пока ознакомьтесь тут коротенько о чём в следующей нашей встрече я вам помявчу...

Эта нелёгкая котская творческая киножизнь: усато-хвостатые актёры и дублёры. "Кысьные" стимулы в кадре и за кадром. Кошачьи гонорары - это серьёзно. Приключения Чубайса в "Музыкальном лабиринте" или, Как я снимался с кошанами (признание автора читинской телешоу-программы). Коты-кинокосмонавты - народ мстительный… Кошаны "фирменные" и не очень... Ну и прочие киномяу-интересности...

 

Материал подготовили: кинокотовед Фокс Фоксович

при участии Сергея Балахнина, киноведа и режиссёра.
(иллюстрации и оформление авторов).