27 Мая
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61

Девять жизней, или О котоматографе с точки зрения кинокотоведа. Часть 2


 

 

Мяу-привет, уважаемые други мои! С вами вновь я, Фокс Фоксович, рыжий, полосатый опытный эксперт-кинокотовед. Сегодня я продолжаю говорить о нашем брате  - усато-мохнато-хвостатых актёрах в синема… извините, …котоматографе.

 

 

 

 

…Всякие уважающие себя кото-кинематографисты твёрдо знают, что тяжелей всего снимать детей и животных. Ну никак их не "переиграть" взрослым актёрам-людям. Кошек, так особенно... Ну ещё бы – мы слишком независимы и ведём свои роли в кадре более самостоятельней, а отличии от наших главных, нечеловеческих конкурентов – собак, ну или людей… Потому и фильмов с нами, котами, в главных ролях, крайне маловато (чего не скажешь о сотнях мультфильмов)…

…Тут у меня, друзья, просит слова сам «синевед», хозяин этой страницы которого, пока идёт речь о котоматографе, я временно заместил, как более понимающий в этом деле. Ну что ж, говори…

Спасибо, Фокс Фоксович! Здравствуйте, друзья! Так вот, ваш покорный слуга лично постиг очередной раз аксиому, о невозможности "переиграть" кошек в кадре когда снимал в своё время популярную музыкально-развлекательную программу на Читинском телевидении - "Музыкальный лабиринт".

 

 

Как-то весной один из его выпусков я, как автор, режиссёр и ведущий, решил сделать в "весенне-лирическом настроении". А где весна, там и солнце и... коты... В общем, начать хотелось так: солнышко, мчится по улице молодой рыжий полосатый котишка, забегает в задание ГТРК Чита (тогда ЧГТРК). Несётся по коридорам и сигает в съёмочный павильон. Следующий кадр: сидящий котик среди телекамер и прочего оборудования при помощи спецэффекта плавно превращается в ведущего "Лабиринта", то есть вашего покорного слугу. В конце передачи, уже на улице происходит обратное, и я возвращаюсь к "своему" первозданному котскому виду, правда, несколько более взрослому. За спецэффекты я не переживал, а вот насчёт котов...

На съёмки были приглашены "актёры": полугодовалая кошка Алиса и матёрый котище, рыжий  Чубайс, которого мне безвозмездно, в сопровождении сынишки выдали соседи по дому.

С Алисой проблем не возникло вообще: куда "направляли" юную кошку - туда она и мчалась. Молодость, энергия и кошачье любопытство были нам на руку. А вот с Чубайсом возникли проблемы: домашний кот одурел от впечатлений и был совершенно неуправляем. В студийном павильоне он первым делом проскакал по всем телекамерам, включая работающую. Камера вращаясь выдавала в "эфир" "картинку" сходную очевидно с той, если бы оператор оседлал винт работающего двигателя вертолёта. Хорошо, что "Лабиринт" не выходил в прямом эфире! Затем Чубайс заинтересовался синим рир-экраном на который выдаётся для фона любое изображение. Подобными экранами в большом кино, чаще, зелёного цвета, пользуются для создания спецэффектов. Поскольку экран сделан из материи, кот немедленно попробовал его на коготь и... взобрался на... небо!  ( У нас в этот момент с компьютера проецировались небеса). Странное зрелище виделось на экране контрольного монитора: над облаком висел в странной позе котище а под ним, в синей бездне извивалось трое людей пытавшихся поймать "воздушного" хулигана. Котлета, которой запасся юный хозяин Чубайса не помогала: кот шастал по "небу" рир-экрана пока ему не надоело. Спустился сам.

На улице рыжий с удовольствием употребил половину котлеты, но сидеть на месте, под берёзкой, где я должен был "превратиться" в его, любимого, отказался. Побросав реквизит и камеру я, а также оператор Андрей Шаронов и хозяин Чубайса, бегали как угорелые по всей дворовой территории ЧГТРК за котом, который задрав хвост самозабвенно носился радуясь свободе и солнышку. Двое взрослых громогласно "кыс-кыскали" во всё горло, а ребёнок на бегу выкрикивал басом, что "ему (коту) это даром не пройдёт..." Зрелище было комичным, но незаметным для зрителей - снимали в выходной день. В конце концов кот (“так и быть, только для вас”) соизволил остановился и уселся как положено. Оператор задыхаясь от гонки едва успел нажать кнопку записи, как зверюга, словно ожидая этот момента тут же чесанул в кусты палисадника. Мы почти слышали, как он посмеивается над нами. "Ну его, это чудовище" - выдохнул Андрей и всё же успел проследить камерой за кошаном. Над кустами виднелся лишь его хвост. И он  (Ура!) не двигался! Когда мы подкрались с работающей камерой, оказалось, что кот знакомится с какой-то местной кошкой. Усатая красотка, правда, быстро удрала, но снять симпатичный эпизод мы успели и он вошёл в программу, а Чубайсу за его поведение, уже дома досталось... в виде сметаны - творческого "гонорара".

 

 

Это теле-котовидение… С вами вновь я- Фокс Фоксович, а по сему продолжаю… В большом котоматографе приходится сложней. Начинается всё с того, что для главной мяу-звезды задействованной в фильме, в первую очередь обязательно (!) подбирают дублёров (чего не всегда скажешь о людях-актёрах): той же породы и схожих по окрасу, чтобы подмена не была заметна. Дублёры нужны по разным причинам: "главный" кот может устать, ему также, как и киноартисту - человеку нужно беречь "лицо". Хвостатый актёр может удрать со съёмочной площадки, испугаться, заболеть, отказаться делать трюк... И вообще, мы, кошаны, не любим перемены обстановки и нередко на съёмках испытываем стресс, поскольку имеем более тонкую душевную организацию. Поэтому киностудии стараются использовать собственных котеек, которые буквально "выросли в кадре", спокойно реагируют на незнакомых людей и быстро осваиваются в любой ситуации. Необходимые качества у мур-актёров бывают настолько редки, что ради них киносъёмщики готовы пренебречь даже полом исполнителя: так, в продолжение фильма "Любовь-Морковь" белую кошку играет кот Васька, живущий на студии "Мосфильм-КИНОлогии". Ну а если кошан "не местный"? Как же уговорить работать мохнатого актёра в кадре? Разумеется, с человеком проще - в ход идут, нередко, материальные стимулы. А вот наш брат, кот, между прочим, работает исключительно за два интереса – первый, творческий, игровой. Если котофею в кадре скучно – нипочём ничего делать не будет, даже за интерес второй. А второй интерес, чего уж греха таить, "лакомый" - всякая котская вкуснятинка, желательно "интеллигентная": сыр, сметанка, рыбка или мяско. Но здесь киносъёмщикам надо быть осторожным: после четырёх - пяти дублей съёмок кот-актёр утоляет голод, а затем, как всякий уважающий себя мяукающий разумный  индивидуум попросту ..."плюёт" на режиссёра, на всю группу, на все съёмки в целом и погружается в дрёму. Уговорить его выполнить самый простой трюк уже невозможно.

P.S. о "втором" интересе. Встречаются среди мявчущих киноартистов и довольно странные гурманы: лопают улиток в соусе, огурцы, манную кашу, спагетти, оливки, виноград, пряники "Комсомольские", употребляют кетчуп. Иные не отказываются выпить кофе, лёгкое пивко (причём исключительно по собственному желанию) и даже с удовольствием пожевать сигаретные "бычки" - ну этих я вообще не понимаю.

 

 

Если киношники начинают слишком доставать усатого, то он может выкинуть что-нибудь от себя лично. Иногда ради собственного высокого творчества, иногда ради акта справедливости, иногда ради того и другого. Приведу один из ярких примеров оного... На съёмках культового фантастического фильма "Чужой", один из членов экипажа грузового космического корабля "Носторомо" был самый настоящий котокосмонавт по имени Джонс - рыжий и полосатый (внешне - мой полный двойник, между прочим!). 

На его роль было приглашено четверо совершенно одинаковых кошанов. Для разных дублей утвердили всех четверых (один, кстати, самый главный котоактёр, постоянно обитал на мусорке возле студии 20th Century Fox). Для съёмки крупных планов в угаре творчества режиссёр Ридли Скотт даже не пожалел своё собственное рыжее сокровище - притащил кота прямиком из дома, а затем заставил его ...бояться!

Требовался кадр, где Джонс изогнувшись и подняв шерсть дыбом шипит в ужасе на "чужого" - алиена-ксеноморфа. Этот, мяу-противный Р. Скотт перед мордахой своего ласкового котика поставил фанерную заслонку. Оператор включил камеру. Заслонку отодвинули, и кот увидел... здоровенную немецкую овчарку в наморднике и на поводке, что не помешало "Джонсу" отреагировать как и полагается нам, котам... Забавно, но этот немецкий гавкающий "шкаф", тоже в ужасе шарахнулся от перепугано-разъярённого рыжего. Но это, ещё не всё!

На съёмку "Чужого" вскоре явился следующий "Джонс" - тот, что с мусорки, для участия в сцене, где главная героиня фильма - Рипли (Сигурни Уивер) спасается с Джонсом сидящим в спецконтейнере от смертельно-опасного Чужого.

Рыжий преспокойно залез (сам!) в контейнер. Съёмки начались... Однако свободолюбивому коту вскоре опротивела болтанка в контейнере и он, в очередном дубле, удрал из ящика. Съёмщики бросилась искать хвостатого актёра. Искали долго. Впрочем, он вскоре явился сам, причём с самым невозмутимым видом. Режиссёр и вся его компания облегчённо вздохнули. Никто не обратил внимания, но рыжий явно ухмылялся... Через несколько дней снимали эпизод "Схватка с Чужим в челноке". Уивер стала одевать свой роскошный снежно-белый скафандр, взяла гермошлем и... В общем, запах стоял такой, что шлем, и скафандр пришлось менять... Суровый "космический" Джонс с мусорки отомстил и за себя и за своего коллегу пережившим нервный стресс. Знаете, друзья, кинокотолюбители, а вот так и надо! Творчество -творчеством - но и совесть иметь надо...

 

 

Для усато-хвостатых актёров, кроме продуктового, имеется ещё один стимул. Встречаются кошки, которые за обожаемую нами всеми "выпивку" -  валерьянку покажут чудеса трюков. Впрочем, уже после первых дублей подвыпившие, а то и изрядно принявшие "на грудь" котоактёры уже мало снимаемы. В таких случаях режиссёрам и дрессировщикам приходится порой подыскивать достойную замену "спиртному" для "мурок" обоего пола. Так, в фильме "Не все кошки серы…" кошка должна была радостно броситься на руки актрисе приглашённой для съёмок аж из Великобритании и облизать ей лицо. Кошку играл бывалый "мосфильмовский" актёр кот Кузьма. Он и с хозяином-то был не очень щедр на эмоции, а тут - лизаться с посторонними - кош-шшмар! Пошли на хитрость - намазали лицо и шею актрисы сливочным маслом. Англичанке процедура не очень понравилась, но кто-то ведь должен был пойти на жертвы. Зато Кузьма сыграл сцену очень добросовестно. Но второй дубль делать отказался - так как нализался масла и был уже сыт "по уши". Пришлось обращаться за помощью к голодной дублёрше - кошке Марусе.

 

 

Как и все актёры, животные за свой труд перед объективами камер, получают не только продуктовое, но и денежное "довольствие". От того, насколько талантлив актёр-кошан зависит его гонорар. В нашей стране вознаграждение за один съёмочный день обычной животинки, которая участвует, например, в массовых сценах, начинается с полутора тысяч рублей. Мяукающие звёзды экрана, исполняющие в фильмах центральные кото-роли, нередко получают и до 10 тысяч рублей за день. Американские усато-хвостатые коллеги зарабатывают ещё больше - до 2000 "зелёных".

 

 

Всего несколько лет назад выяснилось, мы, умнейшие, талантливые кошаны можем быть не только актёрами, но и операторами! Сия сенсационная новость облетела а своё время весь мир: в Лос-Анджелесе появился первый в истории кинематографа фильм снятый командой... котов-операторов! С нескольких американских городов было отобрано два десятка самых сообразительных и шустрых котофеевичей. Не имея ничего против лёгких ошейников с цифровыми миникамерами, новоявленные операторы помчались снимать человеческий мир (а заодно и свой собственный). Оказалось, что вся кошачья жизнь состоит из еды, сна, туалета, других котов, их хозяев и сумасшедших игрищ - ну так поняли по крайней мере этот захватывающий кыс-блокбастер, люди с их ограниченным творческим горизонтом. Неординарный кото-короткометражный фильм "Кошачьи дневники" был тепло встречен публикой и даже рекомендован к показу в кинотеатрах. От главного продюсера "проекта", компании Friskies народ человеческий потребовал продолжения. Интересно, что некоторые эпизоды снятые котооператорами, опять же в силу ограниченности ума, интеллекта и восприятия "венца природы" - человека, вообще было невозможно истолковать.  В финале мне осталось процитировать великого русского писателя А.П.Чехова, который мудро заметил: "Чужая душа - потёмки, ну а кошачья (со всеми её девятью жизнями) - тем более". С тем вас и оставляю, уважаемые, пытающиеся понять нас, котов и кошек, читатели и фанаты котоматографа.

 

Материал подготовили: кинокотовед Фокс Фоксович

при участии Сергея Балахнина, киноведа и режиссёра.
(иллюстрации и оформление авторов).