20 Ноября
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

«Глубоководный горизонт»: Нефть, Правда, Ад, Отвага… алчность


 

Чёрная «золото-смерть» («углеводородный» пролог)

 

Человечество, особенно после XIX века, окончательно став технологической цивилизацией уже почти фатально "подсело" на иглу глобального "наркотика" - углеводородов. В первую очередь его наиболее опасного  вида - нефти, запасы которой ограничены на планете. Мы под её "кайфом". Она всюду вокруг нас, в сотнях вещей, которыми мы пользуемся в быту каждый день - в пластмассах, в лекарствах, в косметике, в красках и т.д., даже... в кино - в той самой киноплёнке, от которой кинотворцы не собираются отказываться не смотря на "цифру". А ещё мы просто сжигаем нефтепродукты. Гляньте за окно - тысячи, миллионы автомобилей... Нефте-наркочеловечество борется за свои "дозы", ищет их. В тайге, в болотах, в степи, в пустыне, подо льдами, на дне океана мы качаем "чёрное золото" и... "чёрную смерть". Страшные аварии буровых установок, судов-танкеров, морских нефтедобывающих платформ - огненные катастрофы с последующим зараженим, отравлением всего живого. Сегодня об одной из них. Она произошла шесть лет назад - одна из самых страшных и масштабных в истории. И она вновь происходит с 29 сентября 2016-го.  В "Удокане". Дымный огненный ад с морской пучиной "чёрной смерти" против горстки её добытчиков и силы духа, воли, бесстрашия человека в "документальном" блокбастере-катастрофе "Глубоководный горизонт".

Но прежде, чем о фильме, полностью основанном на реальных событиях, поговорим об  этих событиях. и "сопутствующей" им основе. Основе, ради добычи которой человечество рвёт себе жилы, финансы, а то и жизни  даже в ядерно-компьютерный век. Основа - "главный" углеводород земной цивилизации - нефть. Применение её в жизни человека настолько велико, что его трудно переоценить: от флакончика духов до покорения космоса.

 

Нефть, «бочка», платформа (освежим и пополним знания)

 

Нефть (из тур. "neft", от персидск. "нефт", она же petroleum) -  природная маслянистая горючая жидкость со специфическим запахом, состоящая в основном из сложной смеси углеводородов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Относится к каустобиолитам (ископаемое топливо). Цвет нефти: обычно чёрный, бывает буро-коричневым, светло-жёлтым и даже насыщено-зелёным или вообще бесцветным! Имеет специфический запах, также варьирующий от лёгкого и очень приятного до тяжёлого и очень неприятного. Сырая нефть по плотности бывает: лёгкой, средней и тяжёлой,  как жидкой, так и едва текущим плотным веществом...  Добытую нефть на мировом рынке измеряют в баррелях ("бочках"). Один баррель равен 42 галлонам или 158, 988 литрам.  Добывается посредством бурения скважин как на суше, так и в акватории океана (либо других водоёмов) при помощи специальных морских буровых судов и платформ.

 - Одно морское месторождение может выдать за один день 250 тысяч баррелей нефти-сырца. Этого достаточно, чтобы наполнить бензобаки 2,5 миллионов автомашин.

- На постройку новой нефтяной платформы необходимо 4 года и 500 миллионов долларов.

- Одна буровая платформа ежедневно добывает нефти на 4 миллиона "зелёных".

- На сегодняшний день в мировом океане действует 100 разведывательных морских буровых платформ, ряд из которых способны пробуривать скважины свыше 10 000 метров.

До 20 апреля 2010 года одной из них, была Deepwater Horizon с экипажем-бригадой в 126 человек. Была... Но давайте по порядку...

 

Платформа Deepwater Horizon…

 

 …для сверхглубокого бурения была построена южно-корейской судостроительной компанией Hyundai Heavy Industries и спущена на воду в конце февраля 2001 года. К июлю она была взята в аренду известной нефтегазовой компанией ВР - "Бритиш Петролеум" (вторая в мире по величине компания занимающаяся торговлей и добычей нефте-углеводородов) и отбуксирована к месту эксплуатации - в Мексиканский залив. В феврале 2010 года, на месторождении Макондо платформа Deepwater Horizon приступила к бурению скважины на глубине 1500 метров. Вскоре нефть была обнаружена. Бур был вынут и что бы нефть не вытекала в море, скважину на дне, как это и полагается в таких случаях, запечатали в её устье "превентором" (от лат. Praevenio - предупреждаю) - особой  "пробкой-втулкой" высотой в 15 метров ( бывают и выше), весом в 27 тонн и специальными контрольными приборами связанными с пультом управления всего этого сооружения - на верху, в операторской платформы. Назначение превентора с целым рядом предохранительных задвижек и внутренних пластин-плашек – герметизация устья скважины в чрезвычайных ситуациях. Это предотвращает внезапное фонтанирование нефти, возникновение пожара или загрязнение окружающей среды. Также превентор способен задерживать в резервуаре скважины сопутствующие нефти углеводороды и проникновение конденсата. Для дополнительной герметизации пространство вокруг скважины цементируется и опрессовывается под давлением специальным цементом… Добыча "чёрного золота" началась с интенсивностью 8000 баррелей в сутки.


Накануне ада

 

В этот раз у Deepwater Horizon появился ряд проблем ставших фатальными, среди них: низкое качество цемента для герметизации скважины (нефтедобытчики -"фирмачи" экономили), его марка (использовали цемент насыщенный азотом, отлично схватывающийся за определённое время со скальными породами, но требующий чрезвычайно внимательного обращения). В не успевший окончательно застыть цемент проникли пузырьки газа из воды и образовали крохотные каналы – по которым в скважину могли проникать нефть, углеводороды, вода. Наконец, качество самого превентора -– он оказался новым опытным образцом и был почти в нерабочем состоянии (зато дёшево достался компании ВР). (На прилагающейся фотоиллюстрации можно увидеть, что представлял собой превентор Deepwater Horizon). В результате всего вышеназванного и ещё целого ряда причин, которые можно назвать "человеческим фактором", в буровую колонну начал просачиваться газ и конденсат. Появились скачки внутреннего давления в скважине. К вечеру 20 апреля спецы-операторы компании ВР умудрились неверно истолковать результаты измерений давления в скважине при её проверке на герметичность. Далее, в течении 40 минут специалисты даже не замечали, что из скважины "хлещет" невидимый поток углеводородов. В первую очередь метан и отчасти, пропан, тот самый, что мирно "живёт" на кухне у каждого читинца, в газовой плите. Газовый "коктейль", который могла бы легко отведён на безопасное расстояние за борт, через систему вентиляции распространился по всей буровой платформе, в первую очередь в воздухозаборники дизелей платформы. Активно смешиваясь с воздухом он образовал взрывчатую смесь...

 

В 21 час 47 минут

 

местного времени  мониторы в операторской аппаратной платформы показали "существенный скачок давления", а затем, глубоко под водой, взрыв скважины. Аварийная система отключения всех двигателей буровой, которые в это время работали на всю мощность, не сработала…Через дефектную "втулку" - превентор, вверх по повреждённой скважине, под давлением,  на платформу устремилась смерть…  А через три минуты из бурильной колонны вылетело нечто гигантское,  кипящее, вспененное из бурового раствора, метана, пропана, нефти и воды. Семидесятиметровый столб "нечто" завис над всей платформой размером в более, чем два футбольных поля. Под столбом вспыхнуло мертвенно-зелёным, а затем жёлто-красным светом и…

 

Трагическая новость

 

...Менее чем через полчаса, 20 апреля 2010 года все информационные агентства мира облетела новость: "Сегодня, в Мексиканском заливе, в 80 километрах от побережья штата Луизиана, США, в 22 часа по местному времени, на одной из крупнейших нефтедобывающих платформ - "Глубоководный горизонт", расположенной на месторождении Макондо произошёл сильный взрыв и последующий пожар. Есть раненые, погибшие и пропавшие без вести. К месту аварии отправлены противопожарные суда и отряды спасателей. Пострадавших эвакуируют вертолётами... Район бедствия сильно задымлён..."

 

В аду

 

"Глубоководный горизонт" был в огненном аду. В первых сообщениях информационных агентств не говорилось о том, как там происходила борьба за выживание. Ревел сигнал бедствия: "Пожар на платформе! Всем покинуть судно!" На платформе было 126 человек персонала и рабочих. В первую минуту после взрыва их стало на шестеро меньше – двое инженеров пытающихся заблокировать работу дизелей сгорело мгновенно, за ними ещё четверо специалистов в нижних помещениях платформы… На самой платформе разворачивалась трагедия. Иные ударились в панику, жестоко боролись за право попасть в спасательные шлюпки, которых на платформе всего две и кричали, что пора их спускать, другие требовали с кулаками, подождать отстающих, третьи, в страхе сгореть заживо, бросались с высоты 25-ти метров (десятиэтажный дом) в воду. Кто-то впал в состояние шока и полной прострации, но нашлись и те, не уповавшие на спасателей, которым требовалось время, что бы достичь места аварии, отважно приняли вызов и вступили в яростную схватку со смертью, спасая своих более слабых коллег и раненых...

...Платформа горела в почти 40 часов! Чёрный дым беснуясь поднялся на три километра в атмосферу. Подоспевшая через некоторое время после взрыва, флотилия пожарных судов (шесть бортов) так и не смогла окончательно справиться с огненным адом бушевавшем на платформе и 22 апреля она затонула на глубине полутора километров. Но ужас продолжался - даже из-под воды в небо рвалась бушующем пламенем порождённая человеком преисподняя... 115 человек "Глубоководного горизонта" было спасено, 17 человек из них получили поражения различной тяжести. В огненном нефтяном аду осталось навсегда одиннадцать…

 

Нефте-«ядерная» катастрофа

 

Взрыв "Глубоководного горизонта" сопровождаемый густым дымом (поднялся на высоту более 3000 метров!), был виден за многие километры. По описанию одного из служащих береговой охраны США он представлял собой едва ли не копиею характерного грибовидного облака, которое возникает после подрыва ядерного боезаряда... Несмотря на свою не "ядерную" природу у взрыва вскоре появился и поражающий всё живое "фактор" - "радиация"...  Опасная, ядовитая, но в отличии от "обычной", ядерной, видимая и чёрная!  В воды Мексиканского залива из разорвавшейся скважины хлынула сырая нефть. За сутки её вытекало порядка 5000 баррелей!  Вот тогда и началась подлинная катастрофа. Экологическая. 

Принёсшая в скором времени смерть тысячам морских ( и не только) животных, птиц, земноводных, рыб. Удушившая подводную флору и фауну на сотни тысяч квадратных километров. 

Приведшая к заражению не только большой части акватории залива, но и его прибрежной полосы (включая пляжи, реки и даже озёра). Опасная нефте-"радиация" покрывающая всё к чему ни прикоснётся, ядовитой плёнкой, отравляет на десятки (и даже сотни) лет почву и воду. К примеру, выловленную даже в слабо заражённой нефтью воде рыбу, уже ни в коем случае нельзя употреблять в пищу. Ещё пример: если в пресную воду попадёт хотя бы 0,0005 мг/л нефти (или её производной - бензина), из-за неприятного запаха её невозможно будет пить. Всего один литр бензина может полностью сделать непригодным для употребления 20 000 кубометров воды.

Попытки остановить утечку "чёрной смерти" из повреждённой скважины начались сразу, как затонул "Глубоководный горизонт". Но только спустя пять месяцев после аварии, после целого ряда неудачных решений и ценой жизни двоих специалистов, 18 сентября повреждённая скважина на глубине 1500 метров, посредством закачки в неё цемента и полной герметизации утечка нефти была остановлена.

 

Против "чёрной смерти"

 

 

За это время в залив вытекло более 5 миллионов ( или 795 миллионов литров) (!) баррелей "чёрной смерти". Гигантское нефтяное пятно диаметром почти тысячу километров и площадью в 75 тысяч квадратных километров, было отлично видно даже из космоса. Некоторые его шлейфы уходили на глубину более 1000 метров! С дрейфующей смертью боролись всеми способами: боновыми заграждениями, распылением диспергентов (особые вещества-пластификаторы "разбивающие" нефтяную плёнку), контролируемым сжиганием (441 сжигание, каждое продолжалось от 7 минут до нескольких часов, в зависимости от размеров нефтяного пятна), распылением искусственно выведенных бактерий-деструкторов (пожирают нефть) и обычным механическим сбором нефти при помощи специальных судов - скиммеров. Лишь к 9 ноября 2011 года было объявлено, что 90% побережья Мексиканского залива наконец очищено.

 

Ответчик - капитализм

 

Виновниками гибели "Глубоководного горизонта", одиннадцати человек её персонала и последующей экологической катастрофы явились компании: Transocean Ltd. (собственник платформы), Halliburton (подрядная организация, проводившая глубоководное цементирование скважины), но прежде всего ВР. "Бритиш Петролеум", как типичный продукт капиталистического мира, стремящаяся во что бы то ни стало извлечь максимум дохода, при минимуме затрат, просто сэкономила на расходах по разработке скважины, ради чего пренебрегла рядом норм по безопасности её обслуживания и эксплуатации. Результат был предсказуем...

 

"Газетный" сценарий и проект

 

Разумеется заострять на таком нелицеприятном факте обличающем сущность буржуазной системы ведения бизнеса, Голливуд не стал - тема подвига простых американских работяг: мужчин и женщин - дело куда более благодатная... Вскоре после аварии на "Глубоководном горизонте" в еженедельнике "The New York Times" была опубликована большая статья Дэвида Барстоу и Лэвида С. Роде "Последние часы Deepwater Horizon" о трагических событиях на нефтяной платформе. 8 марта 2011 года произошло довольно редкое (если не уникальное) явление для кинематографа США - кинокомпаниями Summit Entertainment, Participant Media и Imagenation были куплены права на экранизацию... статьи в газете!  Летом 2014 года был написан сценарий фильма в который было вложено порядка 156 миллионов долларов и он обрёл ранг "блокбастера". Режиссёром проекта "Глубоководный горизонт" стал Питер Берг, знающий толк, как в "простых" зрелищных картинах ("Хэнкок" 2008), так и в "морских" ("Морской бой" 2012). На главные роли простых отважных американских работяг были приглашены, если не суперзвёзды, то вполне известные, достойные актёры:  Марк Уолберг ("Идеальный шторм, "Маск Пэйн") -  ему досталась центральная роль электрика платформы, Курт Рассел ("Нечто", "Побег из Нью-Йорка"), Джон Малкович ("Воздушная тюрьма", "РЭД"),  Дилан О’Брайен ("Бегущий в лабиринте") и др. Интересно, что прежде, чем приступить к съёмкам, актёры прошли основную часть спецкурсов по подготовке пожарных специализирующихся на тушении объектов содержащих нефтепродукты, участвовали в нескольких учениях и даже выезжали на тушение реального возгорания. О сюжетной основе фильма созданного на реальных событиях говорить нет смысла, тем более, когда вы, уважаемые друзья уже в курсе этих событий. 

Сам же сюжет... Впрочем, воспользуюсь официальной аннотацией блокбастера: Отправляясь на очередную вахту и прощаясь с семьями, они не подозревали, что могут не вернуться. Это основанная на реальных событиях история о страшной аварии на нефтяной платформе "Глубоководный горизонт", которая произошла в 2010 году в Мексиканском заливе. Хроника беспримерного мужества и отваги перед лицом одной из самых страшных техногенных катастроф в мировой истории….  Коротко и красноречиво... Далее, начиная с 29 сентября всем добро пожаловать к экрану "Удокана" - в море, нефть, газ и огненный ад "Глубоководного горизонта"!

P.S. Особо чувствительным к запахам лучше взять платки (или респираторы) - в связи с реализмом происходящего вам явно представиться аромат горящих нефтепродуктов и дыма.

 

 

Сергей Балахнин, киновед и режиссёр.

(Иллюстрации  и оформление автора)

Другие статьи С.Балахнина