26 Сентября
Касса: +7 (3022) 32-27-69
Автоответчик: +7 (3022) 32-31-61
Для слабовидящих

Ледокол: Колющий лёд памяти


Самая южная точка планеты. Огромный континент размером с Южную Америку скрытый в среднем под четырьмя километрами льда и снега. Ослепительная и климатически невероятно жестокая Антарктида. Открытая в 1820 году русскими мореплавателями-исследователями Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым, она и по сей день, несмотря на обилие международных исследовательских станций, баз, орбитальных спутников, самолётов, вертолётов и судов, остаётся тайной, малодоступной и опасной для землян. Такой же, как и её моря.

 

Напомнить о подвиге и героях

 

В марте 1985 года, в коварных, слабо-исследованных водах одного из них, произошло событие всколыхнувшее не только СССР, но и весь мир. Спустя 31 год – начиная 20 октября 2016-го через морозный "иллюминатор"- экран "Удокана" оно всколыхнуло и нашу память. В виде фильма "Ледокол"...

Его "капитан" - опытный режиссёр Николай Хомерики ("977 / Девять семь семь" 2006, "Сказка про темноту" 2009) был потрясён фактом случившимся 30 лет назад у берегов Белого континента. Тогда, 15 марта 1985 года огромное советское научно-исследовательское экспедиционное судно "Михаил Сомов" попало в опасный плен - было зажато тяжёлыми льдами и дрейфовало среди тьмы и страшного мороза глухой южно-полярной ночи в зловещем, малоизученном море Росса в течении 133 суток! Экипаж корабля с честью выдержал все испытания.

Своим новым проектом - "Ледокол", основанном на этих событиях, режиссёр решил напомнить (хотя и с некоторыми оговорками) о подвиге советских людей россиянам, особенно молодым, ныне так мало знающим даже не слишком давнюю истории своей страны, в прошлом - великого СССР и его героев.

 

"Ледокол":  что есть что, кто есть кто
 

Авторы картины с бюджетом свыше 633 миллионов рублей - "экипаж" сценаристов: А. Онищенко, А. Золотарёв и сам "капитан" проекта Н. Хомерики сразу заявили, что картина "Ледокол" некоторыми деталями сюжета будет всё же отличаться от событий имевших место в море Росса с середины марта по начало августа 1985 года. Так дизель-электроход "Михаил Сомов", стал ледоколом "Михаилом Громовым" (это коснулось названий и других судов фигурирующих в фильме). Имена реальных прототипов героев также изменились - к примеру, командующий "Михаилом Сомовым" Валентин Филиппович Родченко стал в картине капитаном Петровым, которого по сценарию фильма, отстраняют от командования судном за рискованную спасательную операцию. Его образ воплотил актёр Пётр Фёдоров, известный прежде всего по фильмам: "Обитаемый остров", где он исполнил одну из главных ролей - молодого офицера Гая Гаал, "А зори здесь тихие" (старшина Васков) и в недавнем "Дуэлянте". Вместо "опального" Петрова ледокол поведёт новый капитан Севченко - актёр Сергей Пускепалис ("Метро" 2012, "Битва за Севастополь" 2015).

Претерпела некоторые изменения и сюжетная "завязка" фильма - навстречу ледоколу движется огромный айсберг. Уходя от столкновения, "Михаил Громов" попадает в ледовый плен и оказывается в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды..В центре повествования - человек и то, как он сумеет или не сумеет им остаться в экстремальных условиях, в условиях тяжелейшего эмоционального напряжения.

 

Атомный пенсионер, парафино-лёд, 12 снегов и др.

 

Съёмки сложного, особенно в техническом отношении, фильма-катастрофы начались 15 апреля 2015 года. Задолго до этого события режиссёра мучил вопрос: как быть с главным железным "героем" картины - огромным ледоколом "Михаил Громов"? Создать его при помощи самых последних достижений компьютерной графики (а это стоит немалых финансовых расходов) или... ? Победило "или", поскольку на эту важную "главную роль" "дал" своё "добро" сам первый в мире атомный ледокол... "Ленин"! Знаменитое судно выпущенное в 1959 году и проработавшее в Арктике по 1989-й, ныне находясь на заслуженной "пенсии", стоя на вечном приколе в порту Мурманск "подрабатывало" музеем. По причине участия в съёмках фильма его временно закрыли от посетителей и приступили к "гриму". Прежде всего, что бы "Ленин" походил на судно находящееся в антарктическом дрейфе, его тщательно задекорировали бутафорским снегом. Специально для съёмок соорудили особую парафиновую систему для создания эффекта обледенения - от лёгкой изморози до тяжёлых наледей. Тёртый парафин "гримёры" использовали для крупных планов - он больше всего похож на настоящий снег.

Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же "морозили" усы и бороды, головные уборы, одежду всех членов команды. Абсолютно реалистический эффект бушующей снежной бури создавал мощный ветродуй (в подобных устройствах используется двигатель от самолёта "Ан-2", диаметр винта может достигать 4 метра, мощность до 1000 л.с. расход топлива 145 литров на один час работы)  в "сотрудничестве" с нарезанной белой бумагой эффектно покрывающей палубу ледокола.

В общей сложности для декораций судна и создания вьюги было задействовано более 12 видов синтетических снегов, ушло семь тонн (!) парафина и такое же количество бумаги.

Парафин также "работал" в "Ледоколе" и льдом для декорации торосов - нагромождений обломков льда, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. В основе конструкции были деревянные поддоны и фанера, которые закрывали синтепоном. Для создания скульптуры льдов использовали пенопласт, сверху все покрывалось парафином.

Компьютерной графике, которую режиссёр фильма хотел было свести к минимуму, пришлось всё же уделить не мало места - целый ряд больших сцен снималось на хромакейных фонах - экранах с натянутой зелёной материей, размещённых на носу и корме "Ленина" позволяющих "завести" на них любое изображение (см. фото). 

 

Крайний Юг на краю Севера

 

Завершив съёмки связанные с ледоколом группа покинула Мурманск и отправилась на Кольский полуостров - к его самому высокому горному массиву под названием Хибины. Царство снега (толщина может достигать до 3-5 метров!) и простора ещё в "золотую" эпоху советского кинематографа было популярно у творцов. В своё время здесь (а также на всём Кольском полуострове) "отметились": "Семеро смелых", "По щучьему веленью", "Морозко", "Ночь перед Рождеством", "Начальник Чукотки", "Смок и Малыш", "Антарктическая повесть", "Мужики" и ещё более сотни известных картин со "снежным" сюжетом или эпизодами. Большая глубина снежного покрова были на руку декораторам "Ледокола" - под ним, при помощи специальных конструкций была сооружена большая пещера, в которую в одном из эпизодов фильма проваливается один из его главных героев - капитан Петров (Пётр Фёдоров) и встречается с морским леопардом ("персонаж" полностью порождённый компьютером).

На строительство самой пещеры ушло несколько дней: вся её внутренняя часть - это декорация из досок, воска, пенопласта и других материалов, залитых расплавленным воском и засыпанных снегом из целлюлозы. Размер пещеры (3,5 на 14 м) позволял вмещать десяток человек в полный рост, но двигаться нужно было очень аккуратно, чтобы не нарушить "нежную" целостность конструкции. Фёдорову выпала довольно неприятная доля - в сцене прихода в сознание его героя после падения актёра, для достоверности, снимали в настоящем снегу. Лежать на страшно холодной "перине" пришлось далеко не один час. Для сохранения здоровья, формы и сугрева актёра использовались "классические" в таких условиях съёмки методы - жидкости с высокоградусным содержимым (чай и… "эта самая").

 

Жара "Антарктики"

 

Летом группа Хомерики подалась на юг - в Севастополь, что бы продолжить снимать. юг... крайний. Вскоре холод и снег Хибинов показался актёрам занятым в фильме потерянным раем. Рукавицы, валенки, меховые шапки, тулупы - обычная одежда полярников, превращалась едва ли не в орудие пытки с серьёзной угрозой теплового удара для носителя, когда температура была прямо противоположной "естественной" - вместо -30C - +30C. Актёрам приходилось терпеть.

 В Севастополе снимали сцену затопления трюма ледокола, когда тросы пробивают борт судна. Трюм высотой в несколько этажей киношники соорудили из фанеры и бруса, затем покрыли всё специальным красящим составом придавшим всем деревянным деталям "металлический" блеск, внутри "трюм" покрыли краской дающей полный эффект ржавчины и многослойности. В конечном итоге появилась идеальная, во всех деталях, копия трюма судна "Михаил Сомов" - реального прототипа киношного ледокола "Михаил Громов".

 

Пожарно-тонущая "самодеятельность"

 

Кроме "пыток" полярной одеждой актёрам занятым в фильме пришлось пережить немало физических и моральных испытаний, поскольку они нередко отказались от услуг каскадёров и все трюки предпочли выполнять сами. Так, в одной из сцен "Ледокола" происходит пожар в кабине вертолёта - актёр Александр Паль ( "Изображая жертву" 2006, "Орда" 2012), исполнившего роль пилота-вертолётчика Кукушкина, решил не доверять дублёру, а гореть самому. Тот же Паль, вместе с коллегой, Сергеем Пускепалисом, в сцене крушения "вертушки" по многу часов находились в воде в гидрокостюмах поверх которых была надета одежда полярников, при этом ещё и плавая между ледяными глыбами, причём не только искусственными – на местном хладокомбинате для съёмки этой сцены было заказано пять тонн замороженной воды.

Есть в "Ледоколе" короткая, но зрелищная сцена - падение одного из героев за борт. Для этого на носу судна крепили специальную конструкцию, состоящую из контейнера и горки, из которой на каскадера за один дубль срывались 20 тонн (!) воды и смывали его в ледяное море.

 

Без права на ошибку

 

Поскольку действие "Ледокола" происходит в 1985 году художники, костюмеры, реквизиторы группы постарались воссоздать ту эпоху максимально точно: от техники - автомобилей, телевизоров, радиоприёмников, фотоаппаратов, до "мелочей" - одежды, обёрток конфет, консервных банок, посуды, ручек, карандашей и т.п. Для наиболее максимального погружения в реальность событий героического и страшного дрейфа "Михаила Сомова" в море Росса кинематографисты консультировались с сотрудниками НИИ и Российского музея Арктики и Антарктики,  общались с его реальными участниками, в том числе с капитаном судна, героем Советского Союза Валентином Филипповичем Родченко. Прежде, чем приступить 

к съёмкам фильма Пётр Фёдоров, понимая, как важно избежать ошибок, приблизится, проникнуться духом к профессии своего героя, чей образ актёр должен был воплотить на экране, не единожды встретился с его живым прототипом - В.Ф. Родченко.

Консультантом картины "Ледокол" стал почётный полярник, капитан "Михаила Сомова" с 1998 по 2014-й годы Юрий Настеко, который, кстати, кроме массы важных советов, помог и "видимым" делом - зрители его увидят в небольшой роли члена команды, принимающего на борт ледокола вертолёт.

 

 

P.S.  И всё же кино - есть кино. А как же всё было 

по-настоящему? - наверняка заинтересуется едва ли не каждый зритель после просмотра "Ледокола". В чём происходящее на экране нашего "Удокана" "разминулось" с событиями происшедшими в водах моря Росса с 15 марта по 26 июля 1985 года? Об этом следующей специальной антарктической кино-дрейфующей  миссии моей страницы, где реальность оказалась с ещё более крутым сюжетом!

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр.
(иллюстрации и оформление автора).