23 Января
Телефон: +7 (3022) 21-77-37
Для слабовидящих

Alienы Ридли Скотта. Часть 1


"Беги." "В космосе никто не услышит твой крик." В этих двух фразах разделённых друг от друга 37 годами есть нечто общее, фатально-апокрифическое: вселенское мироздание не слишком радо человеку, а также банальное американское "от любопытства кошка сдохла". Но, главное, эти фразы-слоганы объединяет Ридли Скотт и его произведения: новый "Чужой: Завет" и легендарный, классический первоисточник "Чужой". О них сегодня и речь…

 

...С 18 мая в необъятных космических широкоформатных просторах обзорного "иллюминатора" "Удокана", каждый из вас, уважаемые друзья, может оказаться  в невообразимых далях противоположного от Земли края нашей галактики - на палубах огромного транспортного звездолёта "Завет". На борту  2000 колонистов находящихся в анабиозе и 15 человек экипажа. Капитан космического судна - опытный Д. Брэнсон (актёр Джеймс Франко, известный по участию в трилогии «Человек-паук» 2002-2007 гг.). Цель миссии - новая колония Земли, планета Оригаи-6. Мирный полёт нарушает нештатная ситуация - внешняя система энергетической подзарядки "Завета" частично выходит из строя. Гибнет капитан. Его место занимает другой член экипажа. Во время  устранения аварии модуля  энергопарусов в открытом космосе один из астронавтов принимает  странный сигнал. Новый капитан принимает решение: отклонится от штатного курса, начать исследовательскую и спасательную миссию. Новый курс "Завета"- ...Рай!. Они ещё пожалеют об этом. Рай – это зловещий тёмный мир с единственным обитателем и…

 

 

От "Прометея" – к "Чужому"

 

 

...В мае 2012 года, к веющей радости сотен миллионов поклонников (в том числе и читинских), серьёзных научно-фантастических "космических" триллеров на экраны мира  (и "Удокана") вышла картина культового режиссёра ("Гладиатор", "Солдат Джейн", "Исход: Цари и боги"),  и мэтра кинофантастики Ридли Скотта ("Бегущий по лезвию", "Марсианин") "Прометей". Она открыла собой новую трилогию (в планах режиссёра - квадрологию) представляющую собой предысторию первого фильма "Чужой", что вышла в 1979 году и прославила Р. Скотта,, хотя и не являлась его прямым продолжением. Действие в "Прометее" происходило на 30 лет ранее событий показанных в классическом "Чужом". Однако продолжение второго фильма нового "чужого" пришлось ждать пять лет. О причинах я умолчу, но их хватало. Кинокомпания Fox - "мама" всех "чужих" фильмов даже закрывала проект, который поначалу назывался "Чужой: Потерянный рай" (намёк-отсылка к эпической поэме Джона Мильтона "Потерянный рай"). Но с сентября 2015 года работа была возобновлёна.

В феврале 2016 года был сформирован "экипаж" актёров. В главных ролях, помимо капитана "Завета" Брэнсона, он стал таким: специалист по терраформированию Дэниелс - актриса Кэтрин Уотерстон (известна по фильму "Фантастические твари и где они обитают", 2016),  доктор Элизабет Шоу (шведская актриса Нуми Рапас - "Девушка с татуировкой дракона" 2009, "Прометей" 2012), синтетический андроид Дэвид (немецкий актёр Майкл Фассбендер - "300 спартанцев" 2007, "Прометей" 2012). "Планету Рай" режиссёр с соратниками нашёл в Австралии. Генеральные съёмки начались там же, в конце апреля 2016-го и были закончены в ночь на 14 июля этого же года. Спустя некоторое время проект по настоянию "капитана" Ридли Скотта сменил название и стал называться "Чужой: Завет".

 

Рай, Инженеры,Чужие, андроиды…

 

Теперь о некоторых приятных "фишках" которые будут поджидать нас в проекте "Чужой: Завет"... Главная, что обещает сам Ридли Скотт, это та, что его новый фильм будет очень близок по тону, атмосфере и антуражу к так полюбившемуся зрителями оригинальному "Чужому" от 1979 года. В "Завете" мы наконец-то познакомимся ближе с создателями земной цивилизации - Инженерами. Станет более понятным возникновение "совершенных организмов", ксеноморфов  (от греч. "ξένος" - чужой, посторонний; "μορφή" - форма, вид; лат. Xenomorphчужая форма жизни) - Чужих.

 

Немного стало известно и об андроиде Дэвиде, который "выжил" на LV-223 вместе с доктором Шоу и покинул планету-полигон Инженеров на их звездолёте. Взяв курс на родной мир белых гигантов - Рай,  робот "раздвоится" ( и актёр М. Фассбендер исполняющий его роль, тоже!) - станет ещё и Уолтером. Что касается доктора Шоу, то она возможно станет жертвой генетических экспериментов Дэвида. Изображение на картине-эскизе, где её голова окружена биомеханическими модулями-трубками и уже напоминает Чужого попалось на глаза журналистам одной из экскурсий по съёмочным павильонам "Завета". Хотя возможно это лишь "коварная" попытка студии Fox умышленно дезинформировать излишне любопытных... А может и нет... Такова в очень общих чертах информация об одном из самых ожидаемых проектов этого года. Об остальном - молчок! Смотрите фильм!

 

Выход на экраны второй картины новой трилогии "Чужой: Завет" - хороший повод рассказать историю появления одного из самых знаменитых фильмов оказавших огромное влияние на весь мировой научно-фантастический (и не только) кинематограф последних почти четырёх десяток лет. История, которая в 1979 году до полусмерти напугала зрителей всего мира, а спустя несколько лет, благодаря видео, и советских граждан.  И так, далее "в кадре" - "Alien" - "Чужой" - первый большой фантастический проект тогда почти неизвестного режиссёра Ридли Скотта специализирующегося на съёмках рекламных клипов.

 

 

Звёздный зверь, Ридли и Alien

 

 

Идея создать оригинальный фильм с инопланетным монстром проникнувшим на космический корабль землян впервые пришла в голову сценаристу Дэну О’Бэннону ещё в 1974-м. В тот год писатель разочаровался реализацией своего первого сценария, "Тёмная звезда", который поставил Джон Карпентер, в будущем известный режиссёр ужасов. К этому времени Голливуд находился в полном творческом ступоре. Режиссёры того времени не могли (или не хотели) разрабатывать новые, "серьёзные" концепции инопланетных форм жизни. Вышли масштабные, претенциозные "Близкие контакты третьего рода" С. Спилберга, а затем первые сказочные "Звёздные войны" Д. Лукаса. Несмотря на бешеный успех, инопланетяне в этих лентах были явно кукольного происхождения и зритель, особенно "Звёздных войн", воспринимал даже отрицательных персонажей, с иронией и юмором. Да и сам космос, несмотря на сражения и потасовки, был слишком "оптимистичен". И тогда на голливудском горизонте появился О’Бэннон со своим зловещим сценарием "Звёздный зверь" - именно так по началу назывался "Чужой".

 

Ни одна крупная студия "фабрики грёз" не захотела связываться с такой излишне жестокой по тем временам, кровавой историей. Наконец в 1977 году решила рискнуть лишь одна "контора" - "XX век Фокс" с условием, что для постановки сама найдёт подходящего режиссёра. Сценарист расстроился, поскольку мечтал сам поставить новаторский фильм, но в конце концов махнул рукой.: "лучше так, чем совсем никак". Предложения были разостланы многим опытным постановщикам. Занять режиссёрское кресло вызвались пятеро. Но вдруг случайно, как это бывает только в кино и в... жизни, была предложена кандидатура Ридли Скотта - режиссёра рекламных клипов имевшего за плечами всего один полнометражный фильм "Дуэлянты" (1977). 

 

Удивительно, но его кандидатура, несмотря на небольшой опыт съёмки больших картин, была одобрена. На вопрос руководства студии "XX век Фокс" - "Как вы будете снимать?", Ридли Скотт ответил кратко: "Звёздные войны - это сказка, а я собираюсь снимать "техасскую резню бензопилой" в космосе (нашумевший кровавый фильм ужасов Тоба Хупера от 1974 - прим. автора). Вы хотите ужас - я вам его устрою. Мало не покажется".

 

Первое, что сделал режиссёр с подачи сценариста дал новое название проекту: Alien - "Чужой". (Сюжет  фильма пересказывать не имеет смысла, поскольку его видел хоть раз едва ли не каждый из вас, друзья), а затем сделал полную раскадровку фильма, то есть будущую ленту от начала до конца изобразил в картинках. Поскольку Скотт по образованию был художником и дизайнером, он сделал настолько захватывающие эскизы, что продюсеры студии поражённые увиденным подняли бюджет проекта с четырёх миллионов 200 тысяч долларов до восьми с половиной! Сейчас это "смешная" сумма для такого фильма, но тогда...

 

Из-за выгодного курса обмена денег фильм было решено снимать в  Лондоне, в студии Шеппертон.

 

 

Художник Зла и его порождения

 

В июле 1977 года сценарист О’Бэннон показал Ридли озабоченного поиском образа самого страшного героя будущего фильма, альбом "Некрономикон" с работами швейцарца Ганса Рудольфа Гигера. В Европе его  называли "художником Зла", поскольку все его произведения написанные в характерной, узнаваемой манере содержали ужасающие, инфернальные существа, а целый ряд работ представлял собой богохульные картины.

 

На одной из страниц "Некрономикона" под номером IV на Скотта смотрела кошмарнейшая, невиданная тварь и у режиссёра невольно вырвалось: "Я просто не верю! Вот же Оно!"

 

Проблема с дизайном Чужого была решена. Поскольку художник боялся высоты и никогда не летал на самолётах, Скотт сам вылетел в Цюрих и договорился с Гигером, что тот не только примет участие в создании Чужого. Гигеру было предложено так же заняться разработкой дизайна яйца, "фейсхаггера" - "лицехвата" - крабообразного хвостатого прыгуна, который, вылупившись из яйца, бросался на лицо астронавта, а также и зародыша Чужого, который вылезал из груди одного из персонажей. Вскоре Гигеру режиссёр поручил разработать ещё и внешний и внутренние виды мёртвого инопланетного корабля.

 

Руководство студии "XX век Фокс" увидев новаторские эскизы Гигера содрогнулось от отвращения и возненавидело художника: "Он сумасшедший! Эту мерзость и ужас нельзя снимать! Это оттолкнёт зрителя!". Ридли Скотт быстро их переубедил - "я снимаю ужас, и он будет". Тогда слово режиссёра, даже новичка, ещё что-то значило в Голливуде.

 

Тем не менее, от первоначального дизайна яйца пришлось отказаться даже режиссёру - энтузиасту "космического ужаса". А всё из-за слишком сексуального содержания: выходное отверстие у яиц слишком напоминало женские половые органы. То же касалось бананообразной головы Чужого (в первых эскизах она выглядела слишком провокационно) и некоторых эскизов внутренних интерьеров инопланетного звездолёта. Пришлось обуздать изощрённые фантазии Гигера: яйца с чужими пришлось сильно видоизменить и уменьшить, как и ограничить размеры "лицехвата", а отсеки погибшего корабля сделать менее... "сексуальными".

 

 

Alien из Африки

 

 

Скотт выделил Гигеру на студии отдельную мастерскую, где самобытный художник в течение девяти месяцев варганил яйца чужих, "лицехватов", макеты звездолёта и костюм Alien ( англ. Alien – Чужой). Поначалу Чужого хотели сделать прозрачным, чего, наверное, к счастью, сделать не получилось.

 

Задумывались и глаза чудовища, от которых тоже отказались в пользу большего кошмарного эффекта.

 

Для воплощения образа Чужого или, как его назвали во второй части фильма "Чужие" - ксеноморфа, Скотт задумал найти такого человека, чьё тело выглядело бы "внеземным". Интересно, что вначале выбор его пал на Питера Мэйхью, игравшего роль Чубакки в "Звёздных войнах". Однако случай изменил планы Ридли. Такой "инопланетянин" вскоре нашёлся в одном из пабов Лондона. Им оказался нигериец, актёр-любитель Боладжи Бадеджо. Парень был ростом в 218 см. и обладал броской худобой. Первая кандидатура на экзотическую роль Чужого - здоровяка Питера Мэйхью сразу отпала.

 
 

Ксеноморф от "кутюрье" Гигера

 

 

Для съёмок были сделаны одно чучело и два костюма ксеноморфа. Сам костюм состоял из 15 деталей, в который входили пластилин и детали-трубки... от мотора автомобиля "Роллс-ройс". Гигер четыре месяцаработал над одёжкой Чу-

 жого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Боладжи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, "навешивая" готовые детали.


"Лицо" Чужого было сделано из макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил в него заготовку головы и начал модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанёс слой краски. За мимику и выдвижные челюсти ксеноморфа "отвечали" 14 микромоторов и три сотни проводов вмонтированных в его голову. В общей сложности костюмчик Чужого от "кутюрье" Р. Гигера обошёлся в 250 тысяч долларов!

Стоять по несколько часов кряду на одном месте в таком инженерно-художественном произведении, как костюм Чужого, для Бадеджо было не из самых приятных занятий, но результат, как оказалось, того стоил. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов...

 

 

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр

(иллюстрации и оформление автора)