16 Августа
Телефон: +7 (3022) 21-77-37
Для слабовидящих

Alien Ридли Скотта. Часть 2


Мы продолжаем "полёт" в малоизученную,  пугающую страшными чудесами киновселенную созданную в 1979 году режиссёром Ридли Скоттом, где правит нечто опасное, почти неуязвимое, неуловимое и очень чуждое человеку. В кадре - вновь "Чужой" и  продолжение истории рождения этой знаменитой, классической ленты.

 

 

Экипаж

 

 

…Для экипажа космического грузового корабля требовалось семь человек: четверо мужчин, двое женщин + один кот. Интересно, что первоначально в сценарии "Alien" - "Чужой" женских ролей не было вообще, но потом, чтобы придать необычность фильму, Ридли Скотт придумал, что главным героем фильма станет именно женщина.

 

Изменениям подвергся и один из "брэндов" фильма - космический грузовой корабль-буксир: вначале он именовался как "Снарк" (фантастическое животное из поэмы Л. Кэрролла "Охота на Снарка"), затем название изменили на "Левиафан". В конце концов, грузовое судно окрестили "Ностромо" (название повторяет имя морского судна из одноимённой книги Д. Конрада). Интересно, что на итальянском языке слово "nostromo" означает "боцман".

 

Кандидатом на центральную героическую роль офицера Элен Рипли была актриса Вероника Картрайт, но режиссер, увидев кинопробы начинающей театральной актрисы Сигурни Уивер, где она произносила финальный монолог на борту спасательной шлюпки "Ностромо", понял, что это и есть мужественная красавица - победитель зловещего ксеноморфа.

 

Веронике Картрайт была предложена роль штурмана "Ностромо" Ламберт - нервозной, сеющей панику, даме. Это было так же 100% попадание в образ.

 

На остальные роли были приглашены малоизвестные актёры, дабы "звёздные" лица не отвлекали внимания зрителей от космическо-инопланетных ужасов. Исключение составил лишь актёр Иен Хольм за плечами которого было уже немало фильмов (ныне известен, прежде всего, по роли хоббита Бильбо Бэггинса в трилогии "Властелин колец"). Ему было предложено исполнить роль коварного андроида Эша замаскированного под homo sapiens. Любопытно, что в сценарии  Эш был обычным человеком и только после настойчивого предложения продюсеров картины его сделали роботом-синтетом.

 

На роль мохнатого, рыже-полосатого члена экипажа "Ностромо", кота Джонса "пробовались" четверо совершенно одинаковых кошанов. Для разных дублей утвердили всех четверых (один из них, самый отчаянный и независимый, постоянно обитал на мусорке возле студии 20th Century Fox). Для съёмки крупных планов Ридли Скотт притащил своё собственное мяукающее сокровище. Экипаж актёров был в полном комплекте и режиссёр сказал: "Мотор!"

 

 

“Ностромо”

 

 

Съёмки проекта "Чужой" начались во второй половине лета 1978 года. Сложнейших декораций и макетов было так много, что иные дорабатывались и монтировались прямо на съёмочной площадке во время репетиций актёров. Одним из самых трудных был сам "Ностромо". Его макеты делались вручную и были выполнены в шести вариантах, от модели в 30 см. до шестиметрового гигантского макета! Та же ситуация была и с посадочным модулем "Ностромо".

 

Убранство внутренних помещений корабля, узкие коридоры, множество приборов и устройств поражает зрителя реализмом и поныне, при условии, что в "Чужом" не было никакой компьютерной графики. Несмотря на увеличенный бюджет денег на детали декораций не хватало и Скотт отправился на свалку списанных самолётов, где набрал кучу старых деталей, которые, окрасив в нужный цвет использовал как "фактуру" части интерьера "Ностромо". В дело шло всё. К примеру, в белом роскошном медотсеке можно увидеть большие окрашенные динамики от аудиоколонок перевёрнутые и приклеенные к стене как часть медоборудования, а так же футляры от бобин видеомагнитофона позаимствованные у телевизионщиков и подкрашенные под цвет декорации. Под решётчатые полы "Носторомо" были приспособлены ящики из-под молочных бутылок, перевёрнутые вверх дном.

 

Капсулы, в которых астронавты проводили полёт в гиперсне, являлись без "космической модификации" в "земной" жизни барокамерами для медицинских процедур.

 

Принцип "дёшево и сердито" был использован и для того,  что бы увеличить длину коридоров машинного отделения "Ностромо" - киношники попросту в самом дальнем конце декорации установили под "хитрым" углом большое зеркало и коридор удлинился в два раза. Немало пришлось повозиться и электрикам - в фильме масса светящихся приборов и экранов. Рекорд был поставлен в компьютерном отсеке "Ностромо" - здесь установили свыше 3000 тысяч лампочек!

 

 

На LV-426

 

 

Планетоид. Для съёмок выхода астронавтов на поверхность планетоида LV-426 декорации посадочных шасси "Ностромо" были сделаны в натуральную величину и имели высоту в 17 м. Саму поверхность зловещей планетоида сделали в павильоне площадью в 4000 кв.км. Грунт в студию был доставлен тридцатью огромными грузовиками.

 

Посадка и "пытка" скафандрами. Во время посадки корабля, для реализма происходящего актёров в креслах нещадно трясли десяток ассистентов. Поход к чужому погибшему звездолёту капитана Далласа, Ламберт и несчастного помощника капитана Далласа - Кейна - первой жертвы Чужого - выскочившего из яйца крабообразного "лицехвата", доставил также немало неприятных минут и часов для актёров.

Скафандры с великолепными шлемами, несмотря на броскую эффектность, имели два существенных недостатка. Первый - стекло гермошлемов постоянно запотевало от дыхания, от чего каждые пять минут его приходилось протирать. Разводы внутри шлемов от не слишком чистой протирочной ветоши впоследствии так и остались в нескольких кадрах фильма.

 

Главной же бедой стало то, что тяжёлое (вместе с баллонами - более 40 кг.) космическое обмундирование из нейлона не пропускало воздух, и температура в скафандре поднималась до +50С. Легко представить, что ощущали актёры. На съёмочной площадке постоянно дежурила медсестра с баллоном кислорода, поскольку те нередко просто падали в обморок от перегрева и нехватки воздуха.

 

В фильме видно, как у астронавтов из шлемов удаляется отработанный воздух в виде пара.

Для этого эффекта был использован аэрозоль, который распрыскивали изнутри шлемов, что явно не облегчало жизнь актёров, но они "горели" проектом и мужественно терпели.

 

 

 

Неизвестные с  "Ностромо"

 

 

Несмотря на огромные декорации главного отсека чужого корабля в центре которого  находилась самая дорогая, (стоимость изготовления - 280 тыс. долларов) пятиметровая фигура погибшего, окаменевшего инопланетянина, режиссёру хотелось показать ещё больший масштаб.

 

Идея пришла быстро - Ридли Скотт привлёк своих детей: запаковал мальчишек в скафандры и пустил в кадр. Масштаб происходящего возрос ещё более. Правда после того, как детки потеряли сознание от перегрева, Скотт немедленно распорядился выбросить из скафандров ряд "деталей", тем более на общих планах они были не нужны. Дело пошло легче...

 

Дети также снялись и в кадре, изображая на общем плане Далласа и Ламберт поднимающих пострадавшего Кейна на борт "Ностромо".

 

 

Ксеноморф: "деталь" коровы, устрицы…

 

 

В трюме погибшего звездолёта Кейн обнаружил в странном голубом сиянии яйцеобразные предметы. Для внеземного света киношники позаимствовали в соседнем павильоне у знаменитой рок - группы "The Who", которая  снимала свой очередной клип сценический лазер. Бутафорские яйца ксеноморфа в количестве 130 штук были изготовлены из латекса.  Главное, "напавшее" на Кейна было полупрозрачным с основой из оргстекла и стекла, которое вверху раскрывалось с помощью гидравлики. Внутри было закачено желе. Для эффекта жизни внутри яйца Ридли Скотт нацепил жёлтые резиновые перчатки, погрузил руки в желе и стал махать ладонями изображая летящего голубя.

Открывшееся яйцо Чужого с жутким наполнением представляло собой на самом деле... коровий желудок и внутренности, привезённые с ближайшего мясокомбината.

Натурпродукты создавшие эффект необыкновенного "внеземного" реализма в "Чужом" были использованы ещё дважды. В сцене, где Эш препарирует мёртвого "лицехвата" - органы страшной твари "играли" свежие моллюски, устрицы и овечья почка.

 

 

О молочке роботском и…

 

 

 

В известном эпизоде фильма, когда у коварного Эша отлетает голова и становится ясно, что он робот, вместо крови которого белая "технологическая" жидкость, актёр Иен Хольм щедро лил изо рта молоко. На протяжении съёмок эпизода ему пришлось употребить более 12 его литров. Внутренности синтетического человека изображали не только многочисленные пластмассовые трубки,

шарики и т. п...  Так муляж головы Эша был нашпигован... спагетти и кольцами репчатого лука!

А что бы создать эффект разъедания металлических палуб "Ностромо" кровью Чужого - концентрированной кислотой, части этих палуб были изготовлены из... вафель. На них лилась подкрашенная вода - газировка и они эффектно "разъедались".

Зритель до сих пор и не подозревает о таких гастрономических "спецэффектах".

 

 

Кровь Чужого по-читински

 

 

Интересно, что автор этих строк и его друг, коллега и соратник, читинец, кинооператор Андрей Шаронов, в своё время придумали свой метод разъедания "металлических" частей поверхности "палубы" космического корабля кровью ксеноморфа. В экспериментальном учебном фильме (курсовая работа для московского института, где мы обучались в начале 1990-х) на тему "Создание и использование трюковых спецэффектов", мы взяли толстый лист обыкновенного пенопласта и выкрасили его под "металл с рельефом" - получился фрагмент "палубы" "звездолёта".

 

После целого ряда опытов в конечном итоге мы получили желаемый эффект, а именно: кровь Чужого жёлтого цвета "исполнил" подкрашенный обыкновенный ...ацетон.  Мы начали съёмку. Через специальную форсунку-разбрызгиватель дали ацетон по "металлической поверхности" и "палуба с пузырями и шипением "закипела" и стала эффектно проедаться насквозь "кровью" ксеноморфа - мощнейшей "молекулярной кислотой". Также, как в известной сцене фильма "Чужой", с тянущимися нитями плавящегося "металла". Это спустя годы мы узнали, как это делал Ридли Скотт орудуя газировкой и фрагментами кондитерских изделий, а тогда...

 

В общем у нас оказался свой, авторский метод получения того же эффекта с кровью Чужого, но читинского "разлива". Желающим попробовать получить такой же эффект - рекомендую проводить опыт в хорошо проветриваемом помещении или на открытом воздухе, а также, по понятным причинам, вдали от источников открытого огня.

 

 

Ужас актёров

 

 

Одной из самых шокирующих и эффектных сцен фильма является появление зародыша Чужого из грудной клетки Кейна. Снимали в два приёма. В первой Кейн начинает задыхаться и падает на стол, снималась как обычно. К телу актёра Джона Харта была приклеена тонкая трубка, из которой в нужный момент под давлением выплескивался имитатор крови. После чего команде "Ностромо" (кроме Кейна) было предложено погулять... почти пять часов.

 

Вернувшись, актёры понятия не имели, что будет конкретно происходить в кадре.  Джен Херт - Кейн, уже лежал на столе и помалкивал, под ним так же лежало двое помощников по спецэффектам. При команде "Мотор!" съёмку начали одновременно четыре камеры. Внезапно из груди Кейна вырвался "взрыв" "крови" (подавался по специальной трубке под давлением) и в отверстие тела (резиновый муляж) высунулась отвратительная зубастая голова зародыша Чужого – "грудолома".

 

Актёры такого не ожидали и действительно перепугались до смерти, а с Вероникой Картрайт - Ламберт на которую вылилось наверное полведра "крови" Кейна, приключилась настоящая истерика. И пришлось потом режиссёру после команды: "Стоп! Снято!" отпаивать и Картрайт и её коллег успокоительным и коньяком. Интересно, что кошмарный крик Чужого - это комбинация звуков шипения гадюки, свинячьего визга и плача ребёнка.

 

 

Кот Джонс боится и …атакует

 

 

Коту режиссёра тоже пришлось изрядно побояться. Требовался кадр, где Джонс изогнувшись и подняв шерсть дыбом шипит в ужасе на ксеноморфа. В порыве энтузиазма, не жалея нервы любимого кота, Ридли Скотт перед его мордахой поставил фанерную заслонку. Оператор включил камеру. Заслонку отодвинули, и кот увидел здоровенную немецкую овчарку в наморднике и на поводке, что не помешало "Джонсу" отреагировать как надо...

 

Интересно, что могучий пёс сам  поджав хвост в ужасе шарахнулся от перепугано-разъярённого рыже-полосатого мявчуще-воющего чудовища.

Кот-дублёр (тот, которого "пригласили" с мусорной свалки) жестоко отомстил за своего коллегу. Снимали сцену, где Сигурни Уивер - Рипли, в одной руке с огнемётом, в другой с контейнером с котом, спасалась от Чужого. Рыжему опротивела болтанка в контейнере и он, в очередном дубле, удрал из ящика. Группа бросилась искать кота.

 

Впрочем, он вскоре явился сам, причём с самым невозмутимым видом. Киношники облегчённо вздохнули. Через несколько дней снимали эпизод "Схватка с Чужим в челноке". Уивер стала одевать свой роскошный снежно-белый скафандр, взяла гермошлем и...

В общем, запах стоял такой, что шлем, и скафандр пришлось менять.

 

 

…И побеждает

 

 

Однажды ассистенты из технической группы обнаружили пропажу съёмочного реквизита – исчезла одна из моделей второй стадии жизни ксеноморфа – зародыша-"грудолома", что вылуплялась из груди несчастного Кейна. Модель была  не более 30 см., из цельного упругого пластика. Ассистенты особо не стали переживать – моделька была, так сказать, "третьей необходимости" и о пропаже даже не сообщили режиссёру. Поискали – бросили.

 

Как-то в перерыве один из уборщиков павильона сказал, что кот, который снимается в фильме, поймал на мусорке какую-то гадость и увлечённо дербанит её. "Крыса какая-то длинная, что ли?"

На рассказ уборщика киношники не обратили внимания. Зато на следующий день, вечером, в нескольких съёмочных павильонах 20th Century Fox киношники давясь от смеха пересказывали друг другу историю о том, как самый обыкновенный рыжий полосатый кот победил страшного Чужого.

 

Оказалось, что накануне утром Ридли Скотт собирался приступить к съёмкам очередной сцены борьбы людей с ксеноморфом, "в кадр" гордо ступил "Джонс" с чем-то довольно противным в пасти. Кот бросил добычу перед режиссёром и гордо удалился. На полу лежал измусоленный драный "элиен" в "ранах" "не совместимых с жизнью" ксеноморфа… Пришлось делать перерыв – съёмочная группа долго не могла успокоится… От смеха. Коллеги из соседних павильонов даже предлагали Скотту внести в сценарий соответствующие сюжетные изменения.

 

 

 

Смерть в космосе

 

 

 

В феврале 1979 года Ридли Скотт приступил к монтажу фильма, хронометраж которого первоначально составлял 192 минуты, затем был урезан до 117 минут. Концовка ленты предполагалась куда более мрачной, фатальной, чем ныне известная: Чужой в спасательном челноке откусывал голову Рипли, садился в пилотское кресло и начинал вызывать Землю её голосом. Кинокомпания "XX век Фокс" не пошла на поводу у режиссёра и предложила смягчить окончание, что и было сделано. Так же из фильма, по причине слишком длинного хронометража, ряд сцен был удалён.

 

 

 

Зрелище не для слабонервных

 

 

Премьера "Чужого" состоялась 25 мая 1979 года и вызвала небывалый в мире фурор: такого сверхреалистического ужаса зрители тех лет никогда не видели. В ряде кинотеатров разных стран даже вырезали сцену, в которой зародыш вылупляется из живота актёра Джона Херта - некоторые слабонервные зрители убегали из зала, падали в обмороки, иных тошнило, и они мчались в туалет. После этого администрации кинотеатров надоело его чистить. Возвращая плёнку после проката, они вклеивали эту сцену обратно...

 

Неанглоязычные версии картины вышли в прокат под названием "Инопланетянин: Восьмой пассажир".

В СССР знаменитую картину Р. Скотта увидели только спустя несколько лет благодаря видеосалонам и видеозалам. Эффект был похож, разве что советский зритель оказался покрепче - в туалет не бегал, но из залов случалось тоже выскакивал.

Спустя семь лет на экраны вышел сиквел нашумевшей картины

Р. Скотта - ещё более успешные, так же ставшие классикой фантастического кино, "Чужие" Джеймса Камерона. Но это был скорей боевик, нежели завораживающий внеземным ужасом триллер, где согласно его девиза-слогана:

 

 

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр

(фотоколлажи и оформление автора)