16 Августа
Телефон: +7 (3022) 21-77-37
Для слабовидящих

Пираты: Романтика и жизнь. Часть 1


Пират (от греч. "peiran" -

"искать своё счастье") - морской разбойник.

(Словарь иностранных слов. изд.1989)

 

 

 

... Пушки левым бортом - пали! Абордажные крючья - кидай... Мушкеты, готовь! Сабли, кортики, клинки наголо! …Три тысячи акул в глотку мне в глотку! На абордаж!..

 

На "палубе" "Удокана" ещё вовсю орудуют "Пираты Карибского моря" и лихо подтверждают, что "Мертвецы не рассказывают сказки". Впрочем сегодня речь не совсем об этой картине...

 

 

 

Романтика чёрного флага и парусов

 

 

 

Кто из нас с детства не был влюблён в героев Даниеля Дефо, Роберта Льюиса Стивенсона, Эжена Сю, Майн Рида и Рафаэля Сабатини?

 

Пираты - смелые, крутые парни с мушкетами, саблями и ножами, играющие с судьбой в орлянку, где выигрыш - сокровища, а проигрыш - прямая дорога в ад. Благородные или коварные, красивые или страшные, литературные и киношные джентльмены удачи прошлого, настоящего и даже будущего, заставляют в восторге захватывающих приключений учащённо биться сердца мальчишек всего мира всех возрастов.

 

Вымышленные: капитан Блад, Джон Сильвер, Морской Ястреб, капитан Флинт, Билли Бонс, капитан Барбосса, Чёрная борода, капитан Джек Воробей... Настоящие и мрачно-притягательные: капитан Уильям Кидд, Генри Морган, Френсис Дрейк, Бартоломью Робертс – Чёрный Барт, капитан Эдвард Тич – Чёрная борода, Нэд Лау…

 

И непременное, будоражащее кровь, пробирающее до костей "Йо-хо-хо, и бутылка рому!" Восхитительная романтика на книжных страницах и кадрах киноплёнки…

 

А рождалась она так…

 

 

 

Локации корсаров

 

 

 

Особый интерес у целого ряда "морских" романистов прошлого, а затем и кинематографистов вызывал период времени, начинавшийся примерно с XVI века и заканчивавшийся веком XVIII.

 

События, интересовавшие писателей происходили примерно в одном и том же районе планеты, а именно - на просторах Атлантики, её юго-западных тёплых морей, заливов и островов Ост-Индии. Именно в то, благословенное и одновременно, проклятое время, явилась миру "профессия" морского разбойника - пирата.

 

Впрочем, шустрили водно-криминальные элементы ещё с ветхозаветных времён.

 

 

 

Помпей против пиратов

 

 

 

 

Так в Римской империи морской разбой приносил такие убытки, что в 67 году до н.э. сенат был вынужден организовать против пиратов грандиозную карательную экспедицию. Знаменитый полководец Помпей захватил 1300 пиратских кораблей.

 

После распада Римской империи на Восточную и Западную, когда международная торговая деятельность временно замерла, не стало и материальных основ для морского разбоя.

 

Он возобновился лишь в VII веке, когда арабы основали гигантскую торговую империю, простиравшуюся от Гибралтара до моря Сулу.

 

 

 

 

 

 

"Золотые склянки" пиратства

 

 

 

С открытием богатейшего золотом, драгоценными камнями и редкими заморскими товарами Нового Света центр тяжести морской торговли переместился со Средиземного моря в Атлантику. И снова пробил час пиратов. Да что там час – три века: XVI, XVII, XVIII отбивались "золотые склянки" джентльменами удачи всех мастей и национальностей.

 

"Весёлый Роджер" - черный пиратский флаг с белым черепом и скрещенными берцовыми костями - наводил ужас на суда торговцев и колониальные приморские городки.

 

В общем времечко на морях-океанах между Старым и Новым Светом было лихое, нередко, дьявольски опасное, жестокое, кровавое и… денежное. Риска и страшных, приключений задействованных в морском торгово-транспортном бизнесе того времени с обоих сторон, хватало с избытком.

 

Не зря спустя примерно три века, писатели- романисты по вполне объяснимой причине принялись создавать свои литературные шедевры с захватывающими сюжетами из жизни и быта пиратов и вполне добропорядочных, но всё же авантюристов, искателей приключений и сокровищ.

 

 

"Золотые склянки" киношников

 

 

С приходом кинематографа этим же занялись сценаристы и режиссёры, причём с немалым успехом, ибо зритель никогда не отказывался от криминально-абордажно-пиратской морской романтики.

 

Одних только экранизаций самого "пиратского" в мире романа Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ" впервые увидевшего свет в 1883 году, насчитывается более двух десятков, не считая мультфильмов, сериалов, один из которых - "Чёрные паруса" по мотивам романа (очередной сезон которого продолжает сниматься).

 

Интерес к приключениям морских пиратов с постоянством подогревает (и даже доводит до состояния "кипятка") у зрителей и знаменитая франшиза - "Пираты Карибского моря".

 

Цифра сокровищ "захваченных" у мировой зрительской аудитории "пиратами" студии Walt Disney Pictures с первых четырёх фильмов франшизы говорит сама за себя - 3 миллиарда 729 миллионов 577 тысяч 967 долларов!

 

Впечатляет! Тысяча морских чертей!

 

 

 

Туман кинолитературный

 

 

 

Но вернёмся к романтике морских приключений... В конечном итоге получилось так, что знаменитые "пиратские" писатели создали литературно-исторические произведения не имеющие с реальностью ничего общего, как и большинство их героев - пиратов. Кинематограф ещё более "усугубил" ситуацию и продолжает это настойчиво делать.

И так, какова же была "пиратская" реальность?

Попытаемся развеять романтический книжно-киношный туман и выйти на верный курс пройдя между рифами и мелями наиболее распространённых заблуждений по "имиджу" джентльменов удачи. Начнём с внешнего вида…

 

 

 

 

ГОСТ флибустьера от Пайла

 

 

 

Большинство из нас при слове "пират" сразу рисует в воображении сурового, хмурого головореза в разноцветом или совсем мрачном, тёмном одеянии - щегольском или живописно-рваном, со шляпой-треуголкой или с платком - банданой на голове и серьгой в ухе.

 

Этим самым "закоренелым" стереотипом в мире мы (читатели, зрители, писатели, режиссёры и все остальные неравнодушные к "пиратской" романтике) обязаны американскому художнику-иллюстратору и писателю Говарду Пайлу (1853-1911). Он вероятно самый первый, ещё в конце XIX века изобразил на своих картинах-иллюстрациях к произведениям соответствующей литературной тематики образы "типичных" пиратов.

 

А уж после трудов Пайла пошло-поехало… Вымышленный стереотип стал этаким ГОСТом внешнего вида флибустьера, его мировым "пиратским стандартом".

 

 

 

О платье пиратском

 

 

 

На самом деле, настоящие пираты выглядели несколько по иному. Обычно все моряки того времени носили примерно одинаковую одежду, независимо от того, служили они на пиратских кораблях или купеческих и военных судах. До появления в XIX веке ткацких фабрик одежда была очень дорогой, и большинство моряков имели лишь один её комплект, который носили не снимая, пока он не приходил в полную негодность. Как и прочие моряки XVII века, пираты Карибского моря носили свободные штаны, обрезанные чуть ниже колен, а в холодную ветреную погоду - шерстяные чулки и блузу до бёдер или куртку.

 

 

Многие носили, совсем не романтические и даже нелепые с точки зрения современного зрителя, "женские штаны". Очень широкие, они напоминали разделённую юбку до колен. На борту корабля (или проворачивая свои дела на суше) капитаны ходили примерно в таком же одеянии, как большинство матросов, но, сходя на берег, одевались "по выходному" более изысканно.

В фильмах о пиратах разбойничавших в морях Ост-Индии мы никогда не увидим корсаров в "порочащих" шмотках, ибо это противоречило бы идее кинопроизведения.

 

Негодяи, вроде главного героя британского фильма от 2005 года "Чёрная Борода" или почти положительного знаменитого капитана Джека Воробья из "Пиратов Карибского моря" выглядели бы нелепыми и смешными, в широких "женских штанах", хотя реально существовавший пират чернобородый Эдуард Тич ходил именно в таком одеянии.

 

 

 

Об обувке корсара

 

 

 

Что же касается пиратской обувки, то моряки, включая нередко и самих главарей-капитанов, ходили босыми, поскольку в башмаках и сапогах сложнее ходить по скользкой палубе или карабкаться по верёвочной лестнице.

 

Кстати, обувь стоила в то время тоже очень дорого.

 

 

 

Серьги джентльменов удачи

 

 

 

В романах и фильмах ряд корсаров непременно имеет в ушах серьги-кольца, медные, или золотые.

 

В реальной жизни европейские мужчины носили серьги (но не кольца!) лишь в XVI столетии. Даже женщины перестали носить серьги в более поздние эпохи, когда длинные волосы, парики или головные уборы стали закрывать уши.

 

В 1500-х годах, когда стала модной короткая стрижка, испанские и английские дворяне, допускавшиеся к королевскому двору, иногда надевали серьги. Но это были украшения с жемчугом или драгоценными камнями, а не металлические кольца. Знаменитые корсары: сэр Вальтер Рэйли, сэр Фрэнсис Дрейк, граф Камберленд и сэр Энтони Шерли, возможно, носили серьги при дворе, но оставляли их дома, уходя в рейс.

 

Во Франции серьги на короткое время вошли в моду при отличавшимся гомосексуальными наклонностями короле Генрихе III (1551 - 1589). Окончательно украшения ушей перестали носить в 1600-х годах, когда аристократы снова стали предпочитать волосы до плеч.

 

Любопытно, что серьги отсутствуют в романах XIX столетия, даже в таких известных, как "Книга пиратов" (1837), "Остров сокровищ" (1883) и "Питер Пен" (1904).

В 1890-х годах вышеназванный художник-иллюстратор Г. Пайл впервые упомянул серьги в тексте и изобразил в иллюстрациях. Правда, его пираты иногда щеголяют в серебряных серьгах с драгоценными камнями вместо цыганских колец. Пайла можно считать первым, кто изобразил пирата с серьгой в ухе.

Так, что пират с кольцом - исключительно плод воображения художников, а затем и кинематографистов ХХ века.

 

 

Корсарский шапочный вопрос

 

 

То же касается и морского разбойника, чья голова обмотана цветным платком - банданой. Нет абсолютно никаких документальных свидетельств о ношении матросами и пиратами платков на голове до сих пор не обнаружено.

 

Также пираты не носили шляп, которые, очевидно, были бы сорваны первым же порывом свежего морского ветра. Вместо платков и шляп пираты носили туго сидящие шапки, часто с ушными клапанами, которые обязательно имели веревочки для подвязывания снизу.

 

 

"Пушки – пали!.. На абордаж!"

 

 

Ни один фильм не обходится без сцен "трудовой деятельности" пиратов - нападений на морские суда. Корсарская посудина гонится за жертвой, а затем приступает к артиллерийской дуэли паля из всех пушек, проявляя чудеса меткости.

 

Однако сие далеко от истины.

 

Корабельная пиратская артиллерия, как и у "оппонентов" корсаров - судов торговцев (и не только) того времени не оказывала практически никакого влияния на исход морского сражения, во всяком случае, в морских сражениях на неё, как на силу, способную уничтожить вражеский корабль, не полагались.

 

Пушки были громоздки, капризны, феноменально неточны, к тому же их перезарядка некоторых занимала до нескольких часов. Поэтому, как правило, артиллерией пользовались лишь как прелюдией к абордажу: корабль делал залп с короткой дистанции и дальше, не заботясь о перезарядке, команда шла на абордаж.

 

У пиратов эта тактика абордажа была основополагающей, поскольку в их планы входило не уничтожение, но захват судна и тех ценностей, что на нём находились. Как известно, благодаря соответствующей литературе и кино, на каждой уважающей себя пиратской посудине – бриге, шхуне, фрегате и т.д. имелся флаг. Непременно чёрного цвета и…

 

 

Но, стоп! Лечь в дрейф!

 

Продолжение нашего рискованного плавания меж рифов правды и фантазии о пиратах, туманных штилей, и ураганов фактов и выдумок о джентльменах удачи в следующей нашей встрече.

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр

(фотоколлажи и оформление автора)