23 Января
Телефон: +7 (3022) 21-77-37
Для слабовидящих

Пираты: Романтика и жизнь. Часть 2


 

Сниматься с якоря... Свистать всех на верх! Команда - ставь паруса! Отходим...

Продолжаем плавание через туманы и рифы, сто тысяч морских чертей им в глотку, литературно-киношных выдумок и фантазий писателей-режиссёров о джентльменах удачи, корсарах, флибустьерах - к правде (или около того) пиратской и её "романтике".

Йо-хо-хо!

На абордаж! А теперь пусть на грот-мачте спляшет...

 

…Весёлый Роджер!

Сегодня многие читатели и зрители полагают, что Весёлый Роджер являет собой исключительно чёрный флаг с ухмыляющимся черепом и перекрещенными костями или саблями (как тут не вспомнить "Пиратов Карибского моря").

Любопытно, что задолго до "золотых" веков пиратства сей чёрный стяг с предметами человеческого скелета использовался в на морях-океанах и даже крупных судоходных реках в мрачных, но достаточно мирных… медико-эпидемиологических целях - служил сигналом, что на борту (или портовом городке) эпидемия чумы.

Со временем черный флаг с черепом и косточками монополизировал суровый морской криминал "берегового братства". Однако на самом деле целый ряд известных пиратов имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как изображением, так и цветом: синие, чёрные, с изображениями красного петуха, скрещенных шпаг, песочных часов и даже с барашком.

 

Что же касается "классического" Весёлого Роджера, то такой флаг впервые был отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.

А вообще-то водрузить такой стяг значило здорово приблизить свою шею к виселице.

 

Откуда же пошло прозвище "Весёлый Роджер"?

 

Оказалось, что "Красный Джек" по-французски звучал как "Jolie Rouge" (дословно - Красный Знак), будучи переведённым обратно на английский он превратился в "Jolly Roger" - Весёлый Роджер.

Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени слово "roger" значило - мошенник или вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли "Старый Роджер".

 

 

Тайна 15-ти и Сундука мертвеца

 

 

Упомянув о классическом пиратском стяге как же тут не вспомнить залихватское: "Пятнадцать человек на сундук мертвеца, Йо-хо-хо, и бутылка рому! Пей и дьявол тебя доведёт до конца, Йо-хо-хо, и бутылка рому!.."

 

Эту классическую пиратскую песню широкий круг читателей впервые "услышал" из уст Билли Бонса в трактире "Адмирал Бенбоу" в романе Стивенсона "Остров сокровищ", а затем на палубе шхуны "Испаньола" от одного из главных героев книги - старого одноногого пирата Джона Сильвера, где часть команды дружно подпевала своему предводителю : "Йо-хо-хо..."

 

Некоторое время считалось, что пара куплетов в романе - вымысел Стивенсона. Однако, в конечном итоге выяснилось, что эта песня была действительно "народной" пиратской, была популярна у английских моряков в XVIII веке, имела семь куплетов и несколько вариантов. Называлась она ... "Страсти Билли Бонса".

 

О самом пирате, которого Стивенсон сделал героем своего романа, в песне ничего не говорилось и вполне вероятно именно он был автором её слов.

                                                                               Вот самый распространённый вариант песни и все семь её куплетов:

 

Пятнадцать человек на сундук мертвеца,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Пей, и дьявол тебя доведёт до конца.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Их мучила жажда, в конце концов,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Им стало казаться, что едят мертвецов.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Что пьют их кровь и мослы их жуют,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Вот тут-то и вынырнул чёрт Дэви Джонс.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Он вынырнул с чёрным большим ключом,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

С ключом от каморки на дне морском.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Таращил глаза, как лесная сова,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

И в хохоте жутком тряслась голова.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Сказал он: «Теперь вы пойдёте со мной,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

Вас всех схороню я в пучине морской».

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

И он потащил их в подводный свой дом,

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

И запер в нём двери тем чёрным ключом.

Йо-хо-хо, и бутылка рому!

 

Не менее интересно и то, что песня основана на вполне реальных событиях XVIII века произошедших в Карибском море, в районе Кубы, на крохотном островке под названием... Сундук мертвеца!

 

На пиратском корабле "Месть королевы Анны", которым командовал капитан Эдуард Тич, по прозвищу Чёрная Борода, вспыхнул мятеж.

 

Однако капитан подавил бунт и пятнадцать особо активных мятежников, среди которых был квартирмейстер (командир абордажной команды) Уильям Томас Боунс (Билли Бонс), Тич решил высадить на необитаемый остров под названием Сундук мертвеца (небольшая пологая скала в группе Виргинских островов с небольшими кустарниками).

 

Каждому из пиратов-ренегатов вручили по бутылке рома, видимо, для того, чтобы позабавиться - всем пиратам было известно, что ром не утоляет, а усиливает жажду. После чего корабль Тича спокойно уплыл восвояси.

 

Какого же было удивление Тича и его подельников, когда вернувшись через месяц к острову не имевшему источников пресной воды и сколь-нибудь пригодной пищи он увидел истощённых, но живых всех 15 бывших мятежников.

 

Пираты выжили тем, что собирали росу, разбавляли её морской водой и пили. Питались убитыми змеями, морскими черепахами и крабами. Все 15 человек были прощены атаманом и взяты на борт.

 

 

Тайна "йо-хо-хо" и...

 

 

Что же касается разудалого припева песни: "Йо-хо-хо...", то для слуха русского (и вообще, славянского) читателя и зрителя он похож на бравирующий, хохочущий возглас пиратов.

 

В реальности "йо-хо-хо" у английских моряков того времени соответствовало нашему: "Эй, ухнем..." или: "Раз, два, взяли!".

В общем, когда команде судна требовалось разом приложить какие-либо физические усилия. Вот так...

 

 

 

...Бутылки рома

 

 

Благодаря всей массе романтическо-приключенческих книг и фильмов о джентльменах удачи (включая и новых "Пиратов Карибского моря", что и по сей день бесчинствуют, сражаются и переживают сногсшибательные приключения за "иллюминатором" "Удокана") большинство читателей и зрителей имеют определённое мнение, что морские разбойники запросто закладывали "за воротник" во время плавания и потребляли при этом исключительно пиратский напиток - ром.

 

Даже в самом известном кино-мультике "Остров сокровищ" (реж. Д.Черкасский, 1988) имеются оные сцены. Всё это выдумка романистов.

 

В реальности, во-первых, на пиратских судах во время плавания царил строгий сухой закон (как и железная дисциплина, даже более жёсткая, чем на военных кораблях).

 

Во-вторых, ром, что гнался из отходов переработки сахарного тростника, был, несмотря на своё спорное по современным запросам, качество, далеко не самым дешёвым пойлом.

 

Гораздо доступней обыкновенным пиратам XVI, XVII, XVIII веков был грог: треть рома, две трети подслащённой водицы и половина лимона или любого представителя цитрусовых. Вот этот-то грог и выкушивали пираты в портовых тавернах и кабаках, порой "до поросячьего визга".

В дальних походах настоящие джентльмены удачи добровольно отказывались от дружбы с "зелёным змием" (хотя и не без исключений).

 

Причины тому были следующие:

 

1. Ром, как и любой алкоголь, способствует обезвоживанию организма, которое при скудном запасе воды только увеличивает её потребление.

 

2. Ром был достаточно дорогим удовольствием. Запасы его на пиратской посудине были ограничены, поэтому использовался он с умом и в первую очередь в ...медицинских целях.

Лекарств у пиратов особо никогда не водилось и напиток использовали как: обезболивающее (если соратник по "бизнесу" был ранен), как дезинфицирующее средство и почти панацею от "Жёлтого Джека" - тропической лихорадки.

 

3. Пресная вода в тропиках и субтропиках быстро становилась затхлой и отвратительной на вкус (даже на грубый пиратский), в связи с этим в воду, для его улучшения, добавляли немного рому.

До появления "пиратского" напитка моряки средневековья в дальнее плаванье брали с собой слабое кислое вино хранившееся намного дольше пресной воды.

 

4. Когда наступало время активной "трудовой" пиратской деятельности (абордажные бои и прочие серьёзные схватки) ром служил корсаро-"наркомовскими 100 граммами" для поднятия духа, отваги и веры в фортуну.

 

Любопытно, что по некоторым сведениям, одним из способов сманивания рядовых пиратов-работяг на службу государственно-королевскую была как раз возможность невозбранно "кушать" недешёвый ром: на военных и торговых кораблях того времени не было сухого закона, в отличие от пиратских кораблей.

 

 

Чёрная метка

 

 

В целом ряде знаменитых "пиратских" романов и кинофильмов обвиняемому в нарушении устава, правил, порядков и обычаев Берегового братства пирату (или группе пиратов)вручается страшный пиратский знак - "чёрная метка" (англ. Black Spot - дословно "чёрное пятно").

Имела вид кусочка чёрной бумаги (Джону Сильверу пираты вручили кусок обложки Библии) или карты с нарисованным сажей чёрным пятном. При передаче такой чёрной метки, сажевое пятно отпечатывалось на ладони обвиняемого пирата, тем самым помечая его...

 

На самом деле чёрная "повестка" на "суд" джентльменов удачи ...вымышленный пиратский атрибут. Придумал термин и понятие "чёрная метка" всё тот же легендарный Стивенсон в "Острове сокровищ", а уж далее его подхватили другие "пиратские" романисты и кинематографисты и внедрили "в жизнь пиратскую".

 

В реальности у пиратов морей и заливов Карибского бассейна роль "чёрной метки" исполняла простая игральная карта - пиковый туз. Её показывали лицам, подозреваемым в предательстве. Она "говорила", что человеку грозит смерть или его не хотят здесь видеть.

 

 

 

Чёрная повязка

 

 

 

В любом романе или фильме посвящённом романтике жизни джентльменов удачи непременно имеется герой (а то и не один) с чёрной повязкой на глазу. Без оной вроде бы и пират - не пират.

 

Выходит что чуть ли не в каждой команде корабля был одноглазый корсар?

 

Бывало, конечно в битвах и пьяных портовых драках вышибали пирату иллюминаторы, но это случалось не чаще, чем у обычных любителей выпить и подраться.

 

Получается джентльмены удачи таскали чёрные повязки на здоровых глазах? Зачем? Для форсу или для испуга ограбляемых на морской акватории купцов и прочего богатенького люда? А вот нет!

 

Оказывается во время абордажных боёв пираты разделывались с командой жертвы на палубе, а затем сигали во внутренние помещения корабля, где было довольно-таки темновато, для завершения работы. После дневного света перескочив внезапно в глухой полумрак, пират несколько секунд становился почти слепым и пока зрачки глаз, как положено расширялись адаптируясь к темноте, джентльмена удачи покидала удача, ибо бедолага протыкался холодным оружием противника или дырявился "горячим".

 

Вот потому ряд пиратов и пристраивал перед боем "занавеску" на один "иллюминатор", чтобы в нужное время вступал в работу заранее привыкший к темноте, глаз.

Впрочем, некоторые "пиратские" историки подвергают эту версию использования чёрной повязки сомнению. Скорей всего она была нужна пирату при проведении сугубо мирных погрузочно-разгрузочных работ в трюме, чреватыми для работников различными производственными травмами, в том числе и органов зрения.

 

Имеется и такая версия - для ориентации на морях-океанах тогдашние приборы - сексатнты не имели в комплекте тёмных защитных стёкол и штурманы были вынуждены нередко глазеть через прибор - на солнце. Со временем зрение одного из глаз начинало садится и...

 

Есть по поводу пиратской повязки "железная" версия - её просто для смачного, непередаваемого колорита просто навязали пиратам художники (включая "отца" внешнего образа пирата - американца, художника, иллюстратора и писателя Говарда Пайла (1853-1911 )), писатели и кинематографисты. И стереотип стал вечен...

 

 

 

Пиратский досуг

 

 

 

Экспедиция под благородным девизом "Грабь награбленное" - дело было серьёзное и во время её у пиратов было полно работы: управление судном, участие в боях, ремонтные работы в пути, сохранение добычи и пленных и т.д. Но всё же выпадали и свободные минутки.

 

Благодаря всё тем же литераторам и кинематографистам считается, что во время плавания пираты развлекаются азартными играми, выпивками, поножовщиной различной "весёлости" и т.п.

 

Однако на судне, как уже упоминалось, царил "сухой закон", мордобой не поощрялся ни кем, а всякие кости, карты и прочий "азарт", капитан, как правило, не приветствовал, по вполне понятным причинам: "Вот поделим "зарплату", придём в порт, а там и...". Чем же тешили себя во время досуга пираты?

 

Музыкой, песнями и... подвижными играми.

 

Особо популярным был ...бег в мешках (да-да, это знакомое с детства каждому из нас, потешное соревнование было "изобретено" именно пиратами)!

 

Вторым по популярности развлечением у корсаров, при наличии пленных, были "кавалерийские сражения", опять же известные нам с детства. Суровые джентльмены удачи, потеряв суровость и "оседлав" спины или шеи пленников (иногда используя что-либо для придания бодрости "коня"), бились на потеху всей остальной команде, пока седок или "конь" (или оба вместе) не валились под хохот, на палубу. Полезный досуг: пираты веселились, "кони" разминались на свежем воздухе.

 

 

 

Кино и реальность пиратского судна

 

 

Чтобы создать реальность происходящего в кинематографе и по сей день, не взирая на всяческие чудеса компьютерных спецэффектов, приходится её "строить".

 

В литературе всё гораздо проще - описал тот же пиратский корабль, словами, а художник создал его внешний вид - иллюстрацию к описанию. Вот и строятся к "пиратским" кинокартинам декорации.

 

Случается и возводят действующие суда под "Весёлым Роджером" на базе старых судов- сухогрузов, барж и т.п.

К примеру, знаменитая "Чёрная жемчужина" капитана Джека Воробья из мегапопулярной франшизы "Пираты Карибского моря" единственное, полностью построенное, действующее судно на плавучей основе современного грузового корабля.

 

Остальные посудины в "Пиратах" - декорации.

 

Но были в истории "пиратского" кинематографа редкие случаи, когда судно строилось специально для съёмок, со всеми ходовыми мореходными качествами, с мельчайшими деталями соответствующими той эпохе, когда оно эксплуатировалось.

 

Первым таким судном стала построенная в 1970 году по заказу студии им. Горького крымскими корабелами шхуна "Испаньола".

 

Главный корабль легендарного романа Р.Л. Стивенсона и будущего одноимённого фильма режиссёра Евгения Фридмана "Остров сокровищ" обладал водоизмещением в 200 тонн, имел отличные ходовые качества, абсолютно тот же внешний, внутренний вид и всю матчасть судна соответствующего его аналогам XVIII века.

 

На постройку "Испаньолы" ушло свыше трети всего бюджета картины, но это стоило того. После съёмок шхуну планировали использовать в качестве учебной для морских черноморских училищ и в качестве дальнейшей работы в кино ( в том числе и в кинопроектах других стран, включая Голливуд).

 

Но тогдашний замминистра морского транспорта СССР заявил, что : "...В современном флоте Советского Союза деревянных судов не было и впредь не будет никогда..."

 

 

К тому же морской регистр СССР отказался регистрировать "Испаньолу" до тех пор, пока плавучий корпус шхуны не будет обит металлическими листами из нержавейки с асбестовой прокладкой (для противопожарной безопасности ), пока корабль не будет оснащён современными спасательными шлюпками и на его борту не будет навигационных антеннами локатора и т.д. и т.п.

 

Иначе говоря, "Испаньола" внешне переставала быть шхуной из "Острова сокровищ".

 

В конечном итоге великолепная "пиратская" "Испаньола" была поставлена на прикол в одном из крымских портов. Стала поначалу музеем, а затем и экзотическим предприятием общепита.

 

Судя по всему именно о ней пелось: "...Зато любой войдёт сюда за пятачок, чтоб в пушку затолкать бычок, и в трюме посетить кафе и винный зал..." в известной песне группы "Машина времени" - "Старый корабль".

 

Так что и у "пиратских" кораблей свои судьбы, не говоря уже о настоящих пиратах...

 

 

 

Правда о "романтике" пиратской

 

 

 

В финале - о "романтической" жизни джентльменов удачи...

Настоящих. В понимании восторженных, особенно молодых, читателей романов и зрителей, то её просто не было.

 

Да и судите сами - пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а вовсе не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов.

 

Морских разбойников нещадно вешала сухопутная Фемида разных стран. Лишь немногие из них умерли дома в своей постели.

 

Знаменитого когда-то Франсуа Л'Олоне убили, зажарили и съели каннибалы;

 

предводителя витальеров, пирата, этакого морского Робин Гуда немецкого происхождения Клауса Штёртебеккера обезглавили в Гамбурге.

 

Сэр Френсис Дрейк, хотя и добившись реабилитации, удостоившись королевских наград за боевые заслуги перед британской короной и географические открытия, получив рыцарское звание, в конечном итоге получил пощёчину от собственной Фортуны - пустившись в одно из своих плаваний к берегам Америки заболел и умер в мучениях от тропической лихорадки.

 

Генри Морган, хотя и провёл свои последние годы в статусе официального губернатора Ямайки, был полностью “взят на абордаж” …ромом и умер от цирроза печени.

 

Уильям Кидд повздорив с собственным экипажем, спасаясь бегством сдался английским властям, был отвезён в Лондон и там, в 1701 году, повешен, причём его тело провисело в железной клетке над Темзой …23 года! В назидание корсарам о неминуемой каре.

 

Эдвард Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля.

 

 

Стоит ли перечислять дальше?

 

 

 

Иное дело литературные и кинематографические произведения - полная свобода самой буйной авторской фантазии писателей-сценаристов-режиссёров!

 

Вот и творится уже не первый век полный беспредел "пиратской романтики".

 

 

 

Сергей Балахнин, киновед, режиссёр

(фотоколлажи и оформление автора)